Регистрация Авторизация В избранное
Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?
Полезное и интересное

Советы на все случаи жизни: быт, ремонт, хозяйство, кухня и т.п..

Очень полезная книжка для будущих мам. Почитать PDF файл. 

Видео о правильном обращении с Вашим малышом (младенцем). Массаж, купание, как пеленать, уход за ушками и носиком ребёнка.

 

Интересное

МУЛЬТФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

 

ФЛЕШ ИГРЫ ОНЛАЙН


 

кино онлайн

КИНО ОНЛАЙН


 

ОНЛАЙН ФОТОШОП

ОНЛАЙН ФОТОШОП


 

ОНЛАЙН РИСОВАЛКА


 

ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО

 

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОНЛАЙН

 

ТВ ПРОГРАММА

 

 

Слушать онлайн радио

ОНЛАЙН РАДИО

 
Реклама

Ремонт очков в городе екатеринбург remontzolota.ru.  

Обряды и обычаи. От пятницы до пятницы.

RSS лента

Цикл статей, описывающих и подробно рассказывающих, понедельно, о обрядах и обычаях Русси на весь год. Именнины на каждый день, праздники, события прошлой русси.

 От первой весенней капели до Ивана Купалы — большой  срок. И вмещает он в себя много праздников, обрядов, обычаев, связанных с возрождением и продолжением жизни растений, животных, людей. Завершает этот весенне-летний цикл  обрядности Иван Купала. Но есть канун этого праздника,  6 июля. Аграфена-купальница.

  Вечером, перед Аграфеной, де­вушки некоторых поселений Рос­сии собирались «толкли в ступе яч­мень», чтобы рано утром сварить из этого ячменя «обетную» кашу. Есть эту кашу будут после бани, как и все на Руси в этот день.

 

 

 Есть в крестьянском труде непостижимая городским чело­веком философия. А если в постижимая, то недоступная сердцу: земля и человек — едины:

Я — раб твой и хозяин.

И  паства, и Бог;

У ног твоих замер,

А ты — у моих ног.

 

 

29 июля. Афиноген.

Со второй половины июля звонкая, шумная жизнь птичьего сообщества начинает затихать, а к 29 июля «пташки задумывают­ся» - замолкают птицы.

Началась жатва, а всякое боль­шое дело в крестьянском быту на­полнено обрядами и украшено обычаями. И жатва — тоже.

«Зажинки» — праздник первого снопа, который назывался име­нинным.

Рано поутру выходили крестья­не в пестрых праздничных одеж­дах в поле, выбирали полосу для зажинок, для первого именинного снопа. Впереди всех шла хозяйка дома с хлебом-солью и со свечою, кланялась хлебному полю и серпа­ми срезали первый сноп.

 

21 июля. Прокопий, летняя Ка­занская.

Прокопий — жнец и жатвенник. В средней полосе России начинает по­спевать рожь. К неоконченной сено­косной страде вплотную подошла страда жатвенная.

Время самой сильной летней жары.

В 1579 году десятилетняя девочка Матрена, которая жила в Казани, уви­дела сон: явилась ей Богоматерь и по­велела взять из сгоревшего родитель­ского дома икону. Девочка рассказала об увиденном во сне взрослым родст­венникам. Ей не поверили, но решили проверить. И действительно, нашли под печью сгоревшего дома икону, за­вернутую в сукно. Как она там оказа­лась, осталось загадкой.

Ах, август! Жданный, странный, грозный. Август — разносол, всего вдоволь. Август-густарь, страды государь: и косить, и пахать, и сеять. До обеда — лето, после обеда — осень. И брать все надо, да Илья не да­ет. Успеть все надо, да погода не пускает. Мука и радость этот август.

3 августа. Семиов (Семен).

Закончилась ильинская воробьиная ночь: всю ночь оглуши­тельные раскаты грома, молнии беспрерывно озаряют все небо, ис­пуганные птицы вспархивают, ме­чутся, невидяще натыкаются на разные предметы и падают, скоти­на в хлеву ревет, взлаивают, а то и воют собаки. Светопреставление! Не спится человеку в такую ночь: страшно становится.

Будут еще  воробьиные ночи. Но эта, ильинская, как грозное предзна­менование, как визитная карточка Ильи-пророка, сурового и беспощад­ного. Такого же, как его языческий предшественник — Перун.

 

10 августа. Прожоры в Париены—не затевай мены.

 

Склонность русского народа к присловью, сказанному складно, для памяти, проявилась и в определении этого дня. Нигде никаких следов «мены», «замены», «об­мена» в источниках этнографов и фольклористов нет. Работает в Этот день кресть­янин. Многотрудно. И вполне и кстати к этому дню подошло бы присловье в такой форме: «Пармены и Прохоры—дел у нас ворохи». И такая характеристика этой па­ры была бы уместна: самое главное — убрать хлеб; но и другие полевые работы в спину толкают: и вспашка, и бороньба, и сев.
 

 

 24 августа.

День мученика Евши не примечателен в крестьянском календаре: то­ропились убрать хлеб, сеяли озимые. Но на Рязанщине (дольше и чаще страдавшей от набегов татар) существует предание-легенда об этом дне.

В селениях, расположенных по берегам рек Вожи и Быстрицы, расска­зывают о чуде на «перекольских могилах». Там ночью на Ермачковом бо­лоте слышны свист и песни. А— никого нет и не видно. Из людей. Не мо­жет же это делать белая лошадь, выбегающая из болота на могилы! Зато она плачет, как человек, раскапывая копытами землю могил.

Ночью же над могилами появляются огни и перебегают на болото. Ог­ни, непохожие на свечные и лучинные. От этих ночных огней каждую мо­гилу видать и даже то. что на дне болота лежит.

Никто никогда не смог поймать ни белого коня, ни могильного огня, ни кто свистит, ни кто поет. Конь никому не дается, от свиста и песен люди глохнут, а уж огонь... Кто может поймать огонь?

 

 

31 августа. Флор и Лавр — лошадники, конский праздник.

«На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посе­ять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся му­жик хлестать ее кнутом, а потом стал изо всех сил колотить палкой. Ло­шадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и прокляти­ями и пригрозил вспахать на ней целую десятину (0,9 га) в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами.

«За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика, — ведь ты от­ветишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра... Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел , нам быть их заступникам и ходатаями перед Ним». (С.В. Максимов)

 

«Святой Тит последний гриб растит», Что там бабы да дети насобирали за лето? Боль­шой был урожай грибов? Значит, будет продолжительная зима, Хлеб хороший уро­дился — жди еще и суровой, строгой зимы. И листопад идет быстро, и птицы дружно в отлет пошли—все к холодной зиме. Копнул на меже кротовую, нору крестьянин — ба­тюшки свят! Зерна-то сколько натаскал слепец! Значит, точно — будет зима холод­ной и снежной.

С природой не доспоришь. Чему быть — того не миновать. Готовиться надо. А вот если бы куры стали рано линять — быть зи­ме теплой.

Если б да кабы — выросли б во рту гри­бы. А пока, собирая последние грибы да уп­равляясь с полем, гадают, какой будет осень, До зимы еще дожить надо, а осень — вот она, на дворе.

   

 

14 сентября. Семен-летопроводец, Семен-день.
14 сентября по новому стилю приходится на 1 сентября по старому стилю, и с середины XIV века до 1700-го был началом Нового года.
 1 сентября 1699 года Петр Великий в последний раз «торжествовал, по древнему обычаю своих предков, начало нового лета» — тысяча семисотого. И 1 января этого же новолетия отпраздновал переход России в 1700 год. Два раза за один год встретили на Руси Новый год. Это был год перехода из новолетия в новогодие, год перехода счисления дней по Юлианскому календарю. (Счисление по Юлианскому календарю мы зовем старым стилем, а по Григорианскому — новым стилем).
 

21 сентября. Рождество Богородицы.
Оспожинки. Осетины. Православная церковь в этот день вспоминает о рождении у Иоакима и Анны долгожданного ребенка—дочери Марии. Новорожденная явилась той богоизбранной Девой, которая, согласно пророчеству Исайи, без семени от Святого Духа зачала и родила Иисуса Христа — спасителя рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия первородного греха и вечной смерти.
Для простого же народа Рождество Пресвятой Богородищл — вторая встреча осени.

Заканчивается октябрь — листопад, грязник, свадебник. Бабье лето (с 14 по 21 сентября) было ненастным, а значит, стоит достаточно сухая, по крайней мере, не дождливая осень. Эта народная примета, будем считать, сбылась.
 Из других итогов осени (можно считать, что осень закончилась, ноябрь на Урале — месяц зимний): грома в октябре не было — значит зима не будет бесснежной, лист с березы упал нечисто к Покрову (14 октября) — не жди суровой зимы, хотя любая зима есть зима — холод, ветер на Покров в течение дня менял направление с южного до северного, что сулит зиму обыкновенную и даже теплую; и, наконец, на Покров был снег, значит, должен быть и 8 ноября.

14 октября. Покров. А точнее: Покров пресвятой Богородицы. Дата в календаре — важная, этапная. Закончилось лето. Время покатилось к зиме. Финал полевого, аграрного года. Земля покрывается снежком, а девушки просят Богородицу «покрыть» их платком (замужние женщины обязательно убирали волосы под платок).
Начиналось время осенних свадеб. В старину до осени свадеб почти не бывало. Не потому что не хотели. Кто же в летнюю страду будет устраивать свадьбу? Разве что срочно нужны рабочие руки в семье, тогда дело другое. А если нет — терпи до осени. Придет Покров — будет праздник. Понимали: свадьба требует достатка. А к Покрову уровень достатка становится ясным.

В небе гуси-лебеди да журавли. И клик их печален. Прощай, лето-осень, прощай, тепло и свет. Все живое уже подготовилось к зиме, и только крестьянин продолжает выстраивать свою оборот грядущим холодам: утешается, припасается, размышляет, почесывая бороду. Хлеб свезен, поля убраны. Остались домашние да женские работы. А не податься ли на заработки, на отхожий промысел? Лишняя копейка в хозяйстве не повредит, а с домашними работами справятся сыновья да бабы: хлеб домолотят, дрова да сено по санному пути сами привезут.  

   С новым годом! Да, да! Именно так: три с половиной столетия до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. И только триста одинадцать лет мы отмечаем его с 1 января. Так что, с наступившим новым годом! С опозданием, конечно. поздравление, но добрые пожелания никогда не бывают не ко времени. Счастья вам, удачи и доброго окружения!
Я думаю, совсем не зря, а обоснованно наши предки отказались от определения двенадцатимесячного цикла — «лето» и заменили его понятием «год». Почти во Всех славянских языках «год» переводится (с вариантами) как «время», «пора», «спелость», «праздник». А стало быть, осень — начало года. Изобилие
— пора откормленного скота, пора плодов и хлебов. С праздником!

| ГЛАВНАЯ | КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА |
Наши Дети - здоровье ребёнка и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи сказки игры
Сайт о Мамах - здоровье красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг секреты женщин
Сайт для Папы - работа охота и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги папам ремонт
Интересное и полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей почитать интересное
Семейный портал об отношениях в семье и  всё для молодой семьи любовь мужчины и женщины путешествия
На сайте можно создать свой блог о жизни семейный форум блог мамы и папы женский форум мам и бабушек 
Продвижение - Garin Studio