Со второй половины июля звонкая, шумная жизнь птичьего сообщества начинает затихать, а к 29 июля «пташки задумываются» - замолкают птицы.
Началась жатва, а всякое большое дело в крестьянском быту наполнено обрядами и украшено обычаями. И жатва — тоже.
«Зажинки» — праздник первого снопа, который назывался именинным.
Рано поутру выходили крестьяне в пестрых праздничных одеждах в поле, выбирали полосу для зажинок, для первого именинного снопа. Впереди всех шла хозяйка дома с хлебом-солью и со свечою, кланялась хлебному полю и серпами срезали первый сноп.
До вечера продолжалась жатва: где серпом, где косою — в зависимости от густоты стеблей, спелости и влажности. Работа в радость — дождались нового хлеба (новины) — сопровождалась песнями.
А вечером именинный скоп, украшенный лентами к цветами, или без июг, уносили дамой, ставили в, красный угод под иконы не менее чем на неделю. Затем его уносили в овин до начала молотьбы. Молотьба начиналась с именинного снопа. Бережно обмолачивали и собирали каждое зернышко с него; это зерно (часть его) потом примешают к посевным зернам, которыми засеют озимое поле (на зиму). Солому же именинного снопа тоже берегли: ею подкармливали заболевшую скотину.
Зерна именинного снопа счи-татись целебными при болезнях людей и птиц.
Первой свежей соломой набивали матрацы — крестьянские «перины».
Отголоском язычества был обычай: на «зажинки» оставляли клок несжатого хлеба и не трогали его до окончания жатвы. «Волотку на бородку», т.е. Веласу-Волосу, язычесшяу покровителю скота и богатства, оставляли «на бороду».
1 августа, Макрида.
И на Афиногена и на Макриду — не нужен дождь. Некстати он. Да и примета плохая: Макрида мокра — и осень мокра. А вот ежели вёдро (ясно) на Макриду, то осень будет сухой. В то же время дождь благоприятствовал хорошему севу озимых. Но до сева озимых может смениться погода, а хлеб убирать надо сейчас. Каждый день простоя хлеба — потеря урожая. А завтра убирать нельзя: Ильин день.
2 августа. Ильик день.
Строг илёв. Чтобы умилостивить этого грозного пророка, не работали в иоле; не косили, не убирали. Да и вообще все работы были запрещены: не позволяет Илья. Только пчеловоды возились с пчелами: срезывали первые соты меда, подчищали ульи и перегоняли рои пчел. По верованиям крестьян, Илья никогда не ударит огненной стрелою вудей, даже если там скрывается нечистый дух: пчела «Божья пташка» и работает она на церковь, на свечки Богу. Работающих в этот день односельчан даже наказывали штрафом: если Илья увидит, что кто-то из села работает, то спалит все сено; а потому—это не личное дело: работать или не работать, а общественное, мирское. Был случай, когда на крестьянина, выехавшего вполе за снопами, набросилась толпа сельчан, сняла с лошади хомут. Хомут отнесли в кабак и сообща пропили. И это не считалось нравственным или правовым нарушением.
Еще накануне Ильина дня принимали меры доя предотвращения возможного гнева грозного пророка: окуривали ладаном дом, а все светлые блестящие предметы завешивали полотном, или же вовсе выносили из избы; зеркала, самовары Илья мог посчитать роскошью в крестьянском быту?
И не дай Бог, если в этот день дело доходило до грозы. Люди забивались в избы, наглухо затворяли двери, занавешивали окна и зажигали перед образами в красном углу четверговые свечи (свечи, освященные в церкви и принесенные домой в великий, чистый четверг перед Пасхой). И обязательно выбрасывали кошек из избы, а иногда и изгоняли собак за пределы двора. Крестьяне полагали, что всякая нечисть, страшась гнева Ильи, перемещается в тела животных иди обращается в различных зверей. Ударит Илья молнией в беса, спрятавшегося в кошку, и спалит весь дом. Нет, от греха подальше — выбросить кошку!
В некоторых областях России устраивали на Ильин день обеды. Делали мирскую складчину (сбрасывались деньгами), покупали у кого-то из своих же крестьян быка, теленка или барана, забивали его, готовили и съедали всей деревней.
А в Тульской области на мир скую складчину пекли хлеб из нового урожая и раздавали его нищей братии от имени всей деревни, получив прежде благословение от священника. Священник же окроплял святою водою согнанный к церкви домашний скот и чаши с зерном — «для плодородия».
По поверьям народа, осенние «гремячие» стрелы Ильи-пророкавысекают из камней и почвы ключи-родники. Этим гремячим источникам приписывалась чудодейственная сила. А потому такие источники-ключи огораживали крепкими срубами, ставили кресты и даже часовенки (маленькие, крошечные церковки с иконами, но без алтаря; место для молений) с иконами святого Ильи-пророка.
В местах удара молнии в землю (в дерево) находили «громовые стрелы»: сплавившийся песок. Их брали с собой, клали на чердак, как оберег от пожара и молнии.
Вода из «гремячих ключей» так же, как и сам ильинский дождь, считались целебными и избавляли от «очногого призора (сглаза) и всякой вражьей силы».
Крестьяне считали, что на Ильин день звери и змеи выползают из своих нор в рыскают по лугам и лесам. Поэтому и скотине, и человеку в эту пору быть в лесу или в поле очень и очень опасно. И только бесстрашные знахари вылавливают в этот день змей, чтобы из вытопленного из них сала сделать свечи, обладающие непостижимой волшебной силой.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы), и охотники начинают свои первые выезды на волков.
С Ильина дня перестают кусаться комары и начинаются холодные утренники.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio