От первой весенней капели до Ивана Купалы —
большойсрок. И вмещает он в себя много
праздников, обрядов, обычаев, связанных с возрождением и продолжением жизни растений,
животных, людей. Завершает этот весенне-летний циклобрядности Иван Купала. Но есть канун этого
праздника,6 июля.
Аграфена-купальница.
Вечером, перед Аграфеной, девушки некоторых поселений России
собирались «толкли в ступе ячмень», чтобы рано утром сварить из этого ячменя
«обетную» кашу. Есть эту кашу будут после бани, как и все на Руси в этот день.
Рано утром, когда трава еще в росе, шли собирать травы для лечения. Рано
же утром парились в банях. Для исцеления от болезней и в надежде помолодеть.
Хитрецы преклонного возраста парились венииками из «лютых кореньев», да еще банную печь топили жгучей крапивой, а не соломой. В такой же бане парили больных
и хворых людей.
После
бани на «обетную» кашу сзывались почетные, уважаемые старики и старушки. Во
многих областях России в этот день варили еще и «мирскую кашу». Чем отличалась
«обетная» каша от «мирской»? «Обетная» (обрядовая каша) варилась из общей
(вскладчину) крупы для всех «пащиков». «Мирская» каша готовилась для нищих и
убогих зажиточными людьми. «Мирская» каша — это благотворительная каша.
Многосострадательные люди сами носили эту «мирскую» кашу в доли бедных и даже в
тюрьмы.
После бани и каши ходили купаться в реки и
водоемы: пели песни, играли, пировали.
Крестьяне в этот день заготавливали банные
веники на целый год, удачно сочетая открытие купального сезона с делом. Веники
заготавливали из березы. Но иногда из разных пород деревьев: ольхи, ивы, липы,
рябины, калины, черемухи — по одной-две веточки в веник. Да еще ввяжут в него
разные цветы: попариться таким веником — чистое наслаждение.
Подтыкали жгучую крапиву под | окна—от ведьм.
Девушки в лучших | нарядах ходили по домам и просили: «Умойте!», то есть
одарите чем-нибудь; выкатывали передок телеги (два передних колеса От телеги,
соединенные осью), садились на ось, впрягались в оглобли и с песнями носились
по селу, а к вечеру выезжали в поле и умывались для здоровья первой вечерней
росой.Наступала ночь. Ночь
наканунеИвана Купалы.
7 июля. Иван Купала, Иванов день.
«Лихие
мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют
коренья или ищут в заветных местах кладов» (С.В. Максимов). Самые отважные
охотятся за цветком папоротника, который «цветет только в Иванову ночь, точнее,
в самую полночь подИванов день» (А.А.
Коринфский).
Ведьмы в эту ночь садятся на помела и слетаются
на Лысую гору (под Киевом) на шабаш.
Жуткая ночь!
А потому
старались не спать: молодежь гуляла, гадала, старики, добыв «чистый» (трением
дерева о дерево) огонь, зажигали от него костер, вели беседы у костров,
попивая винцо; старушки сжигали одежду больных детей в «чистом» огне.
Через
костры «чистого» огня прогоняли скот, чтобы не болел; прыгали сами — порознь и
вместе.
Ждали рассвета.
Утром «купались» в росе, а затем и в реке.
Женщины собирали утренние купальские росы чистой скатерью, отжимали росу в
сосуды и хранили эту влагу «от болестей».
Кто не
успел наломать березовых веников для бани на Аграфену, делал это сегодня.
Баня, купание в реках и росе имели неожиданный
вариант днем на Купалу. Деревенские парни, об-рядивпшсь в старые грязные одежды,
отправлялись с ведрами и Кувшинами на реку. Набирали самой мутной грязной воды
или грязи, возвращались в деревню и обливали всех встречных и поперечных. Те в
отместку делали то же самое, и начиналась цепная реакция шалостей.
Заканчивалось все общим купанием в реке в одежде.
Наступал
вечер, и вновь на межах полей, на холмах и берегах рек зажигались купальские
огни. Девушки и парни бросали венки в воду: гадали. Обматывали колеса, зажигали
их и пускали под гору к реке. «Колесо с горы — солнце на зиму, д лето на
жары», прощай, Иванов день, прощай, весна! Да и лето под уклон пошло...
8июля. Петр и Феврония.
Легенда,
ставшая основой «Повести о Петре и Февронии Муромских», рассказывала о силе и
красоте любви крестьянской девушки Февронии к муромскому князю Петру.
Несмотря на козни окружающих, они остались верны своей любви. Разлученные, они
умерли в один день; положенные в гроб в разных местах, они чудесным образом
оказались в одном гробу. Там их и похоронили. С тех пор они стали символом
верной, сильной, красивой любви.
День Петра и Февронии считается счастливым для
любви.
Крестьяне
замечали: если в этот день жарко, то будет еще 40 жарких летних дней.
9 июля. Давид-земляничник
Земляника девок в лес зовет. По народному
поверью, если хочешь занять деньги, положи листья земляники в карман и иди занимать
— отказа не будет.
10 Июля.
Самсон-сеногной.
Подошла сенокосная пора. И дожди только
затягивают эту работу и крестьянин мирится с этим. Трудно ему смириться с
дождем в этот день: «на Самсона дождь — до бабьего лета мокро». Очень нежелательный
дождь!
12 июля. Петровки. Петры и Павлы.
День
окончания Петровского поста. который начался в этом году 20 июня (второй
понедельник после Троицы). «Разговины». Было «заговенье» (19 июня), когда
можно было есть все, что есть, перед постом. А теперь «разговины»; можно есть
мясо, молоко, яйца, масло — скоромное! После поста.
А так как в это время и при «разговинах» пост:
крестьянин огородом жив, а скотину забивать нет резона, то кое-где забивали
«обетного» быка— быка вскладчину, Варили в больших котлах и «разговлялись»
все сообща.
Кто «разговлялся» отдельно, индивидуально,
оставляли объедки неубранными: плюс для умерших предков — тоже «разговеться».
Кроме «обетного» быка, бывали и «обетные
угощения»: тещи приносили почетный сыр своим зятьям, зятья угощали тещ при
Всех родных, кумовья приносили крестникам пшеничные пироги, сваты со стороны
жены устраивали «отводный стол»: угощали сватов со стороны жениха. Пир горой!
Если позволяли припасы.
Молодежь
же в Ночь перед Петровым днем уходила до утра. как на 6 июля, «встречать солнышко»,
которое на Петров день «играет» как на Пасху.
Петры и
Павлы считались граздником рыбаков, так как Петр был «рыбарем» до того, как
стал апостолом.
А девушки гадали. Собирали, 12 цветов с 12
Полей, клали под голову на ночь: «12 цветов с 12 полей, двенадцать
молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».
С 16 века известны петровские торги: местные
ярмарки по деревням и селам.
С
Петрова дня ни кукушка не кукует, ни соловей не поет.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio