Черные от дождя крестьянские избы; тучи растворены в воздухе: серые космы цепляются за верхушки деревьев; пусто в поле и на деревенской улице.
Но это здесь, у нас. А там, за окоемом, в другой части России — молодое бабье лето: нежаркое солнце, серебрится медленная паутина, «в багрец и золото одетые леса», и печаль просторных осенних полей. По жнивью бродит тучный скот. Медленно падает лист, Умиротворенность и усталость разлиты а воздухе.
Земля отрожала. Человек пожинает изобилие. И ему не до отдыха. Успеть, пока золотые деньки стоят.
7 сентября. Тит и Варфоломей.
«Святой Тит последний гриб растит», Что там бабы да дети насобирали за лето? Большой был урожай грибов? Значит, будет продолжительная зима, Хлеб хороший уродился — жди еще и суровой, строгой зимы. И листопад идет быстро, и птицы дружно в отлет пошли—все к холодной зиме. Копнул на меже кротовую, нору крестьянин — батюшки свят! Зерна-то сколько натаскал слепец! Значит, точно — будет зима холодной и снежной.
С природой не доспоришь. Чему быть — того не миновать. Готовиться надо. А вот если бы куры стали рано линять — быть зиме теплой.
Если б да кабы — выросли б во рту грибы. А пока, собирая последние грибы да управляясь с полем, гадают, какой будет осень, До зимы еще дожить надо, а осень — вот она, на дворе.
Лист пожелтел, но отпадает слабо; хорошо: морозы наступят не скоро. Паутина летает, за бороду цепляется — протяжной быть осени и ясной. Журавли потянулись, Летят высоко и степенно «разговаривают»— сулят хорошую осень. Дай-то Бог!
Кум Степан табачком угостил, а табак отсырел: не сегодня-завтра будет дождь. Да и сам заметил утром — куры ощипываются, шуганул их: пусть не кличут дождя: пса Полкана пнул: катается по земле — тоже дождь зазывает. А что пинать? Природе не прикажешь. Надо дело делать, а злой человек — не работник.
8 сентября. Наталья-овсяница.
Где-то заканчивали уборку овса, а где-то — самый разгар. Без овса — и конь не конь. «Не кони везут, овес везет». А потому и почет овсу, как всякому жнитву. Первый сноп привозили с поля в избу, ставили под образа. Как и хлебный сноп. Хозяйка собирала заранее приготовленный ужин: толокно (поджаренная овсяная мука) с кислым молоком — дежень, овсяной кисель и блины из овсяной муки. После ужина работники иногда шутили: «А нет ли еще грешневой кащки?» — «Грешневая не выросла, а березовой могу угостить!» — отвечала хозяйка.
Около этого дня убирали коноплю и запасали калину.
10 сентября. Авва в Савва — скирдни-ка. Моисей Мурин.
К этому дню старались убрать коноплю. «Если не выберешь конопли до Ивана Постного (и сентября), то весь поет просидишь без масла», На самом деле надо было спешить не потому, что не успеешь надавить конопляного масла из новых секши, а потому, что все надо делать вовремя — другие дела накатятся. И тогда уже все посты будешь без масла.
Спешили убрать хлеб в скирды. Весь хлеб сразу не перевезешь на гумно, на обмолот. По частям придется с поля возить: какой на просушку в овин, какой сразу на молотьбу. А в скирдах он лучше сохраняется от влаги.
Преподобный Моисей Мурин почитался в народе как целитель от пьянства, Любопытна судьба его.
Моисей Мурин — эфиоп , был рабом знатного человека. Он не захотел шить честным трудом и стал разбойником, а потом и предводителем их, А уж какая там праведная жизнь у таких людей? Разбой, вино, женщины...
И вдруг — как ножом обрезал: раскаялся Моисей и в монастырь ущёл. Но воспоминания о былой жизни не оставляли его; он вел трудную, изнурительную борьбу с плотскими вожделениями: постился, молился - Искушения не исчезали. Тогда он по ночам стал обходить кельи пустынников, собирал пустые кувшины для воды, наполнял их водой, приносил их и ставил у входа в кельи. Этим себя и спас. Его душа обрела покой, а мысли — трезвость.
Любит русский народ страстотерпцев и мучеников-преодоленцев, И потому верит им и обращается за помощью.
11 сентября. Иван Постный, Иван Крёстный. Предтеча.
Ёше одна библейская легенда.
Царь Ирод Антипа бросил в темницу Иоанна Крестителя (Предтечу) за то, что тот
прилюдно изобличал и позорил его: Ирод, бросив свою жену, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата.
По случаю своего дня рождения Ирод устроил пир. На этом пиру дочь Идюдиады плясала так хорошо и так понравилась Ироду, что он сказал; «Проси чего хочешь за танец, хоть полцарства». Танцовщица посоветовалась с матерью своей, Иродиадой, и та сказала: «Требуй голову Иоанна Крестителя». Дочь так и сделала: «Подай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Боялся и уважал Ирод Крестителя. Не хотелось исполнять это желание, Но ведь слово дал! И отдал он приказ. И выполнил воин поручение царя, И принес на блюде отрубленную голову Иоанна Крестителя.
Эта печальная дата обозначена в церковном календаре как Усекновение главы Иоанна Крестителя, а в народе — Иван Постный. В этот день у всех строгий пост, И чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника, соблюдается в этот день много правил запретов!
Нельзя брать в руки ничего острого: ниножей, ни кос, ни ножницы, ни топора. Они напоминают а мече, которым была отсечена голова Предтечи. Так что, если хозяйка забыла накануне нарезать хлеба, в день Ивана Постного его будут ломать.
Арбуз в этот день останется неразрезанным, И не только потому, что с ним без ножа не справиться, но еще и потому, что все круглое в этот день есть — большой грех. Картофель, лук, капуста, яблоки и т.д. поминают голову Крестителя. Нельзя есть ничего красного цвета и пить этот цвет нельзя — напоминает кровь праведника. И блюдо в руки в этот день не возьмут — чтобы не вспоминать о блюде в руках Иродам
Но особенно непростительным в этот день считаются пьянство, песни и пляски. Потому что Иоанн Представлял собой высокий образец подвижнической жизни и никогда не пил вина. А песнями и плясками злая Иродиада добилась главы Иоанна Крестителя.
Пост длится всего сутки, но его исполняет вся Россия. «Иван Постный не велик, а перед ним и Филиппов пост — кулик». (Филипповский или Рождественский пост с 27 ноября по 6 января). «Иван Постный обыденкой (одним днем) живет, да всю матушку-Русь на посту держит».
Самое распространенное имя на Руси — Иван. «На Руси Иванов — что грибов поганых», — говорят в народе. И в православном календаре на это имя шестьдесят два дня приходится. Но Иван Постный среди них, хоть и «обыденный», но не рядовой. Его еще называют Иван Полетокон завершает лето и открывает двери в осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел». «Иван Постный — осени отец крестный», «С Постного Ивана не выходит в поле мужик без кафтана».
На Ивана-полетовщика подводились итоги наймов на лето — выплата за летний труд; собирались «полетние» (за лето) оброки и дани.
Раньше к Ивану Постному заканчивался год — лето, И через два дня начиналось Новолетие — Новый год.
Но это будет еще через два дня. А этот день считался последним дли уборки конопли и стлания льна (лен стелили на стлищах).
13 сентября, Куприяя,
Идет полным ходом копка картофеля и уборка корнеплодов.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio