Ах, август! Жданный, странный, грозный. Август — разносол, всего вдоволь. Август-густарь, страды государь: и косить, и пахать, и сеять. До обеда — лето, после обеда — осень. И брать все надо, да Илья не дает. Успеть все надо, да погода не пускает. Мука и радость этот август.
3 августа. Семиов (Семен).
Закончилась ильинская воробьиная ночь: всю ночь оглушительные раскаты грома, молнии беспрерывно озаряют все небо, испуганные птицы вспархивают, мечутся, невидяще натыкаются на разные предметы и падают, скотина в хлеву ревет, взлаивают, а то и воют собаки. Светопреставление! Не спится человеку в такую ночь: страшно становится.
Будут еще воробьиные ночи. Но эта, ильинская, как грозное предзнаменование, как визитная карточка Ильи-пророка, сурового и беспощадного. Такого же, как его языческий предшественник — Перун.
Бог огня и воды, грозы и плодородия языческий Перун был не менее важен чем скотий бог, бог богатства Пелес (Волос). Но если Велес воспринимался домашним, бытовым, то Перун — небожитель, грозный, немилосердный, воинственный. Потому и стал главным в пантеоне языческих славянских богов. Потому и принят был женской дружиной, как покровитель воинов. Потому и ставились ему идолы (скульптуры) для поклонения в кумирнях (места молений и жертвоприношений), ему приносились кровавые жертвы и в мирное время, и на бранном поле. И дорга Перуна в Киеве, с серебряной бородой и золотыми усами, единственного не изрубили, не изломали при крещении Руси, а по велению великого князя Владимира стащили в Днепр и сплавили далеко, до днепровских порогов. Уважали предки силу. Побаивались Перуна Iдаже низвергнутого. Постепенно, столетие за столетием функции и характер Перуна почти полностью перешли к Илье-пророку. А генетическая память народа сильна и глубока настолько, что страх, языческий страх перед Ильей, наследником забытого Перуна, сохранился. Да и как не бояться и не трепетать, когда от дождя и огня (молнии, пожара) столетиями зависела перспектива: богатство (урожай) гаи голод (засуха, пожары).
Вот и не спится человеку воробьиными ночами». Но есть и утешение: раз дождь на Ильин день — будет мало пожаров. А если уж пожар случился в ильинсную грозу, загорелась изба, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой.
Вот, подика ты: лето за порогом, начато августа, а у крестьянина уже есть тревога и заметы об осени и зиме. В августу дуб желудями богат — к урожаю. Если листья на деревьях в августе желтеют - ранний сев (ранний сев озимых) будет хорош». Макрида (1 августа) сряжает осень, а Анна (7 августа — зиму». То есть: какова Макрида, такова и осень.
При всей непредсказуемости матушки-природы она все-таки благоволит к крестьянскому человеку: оводы уже не кусают — значит, наедаются животные днем; комары вот-вот отстанут — тоже хорошо; ночи стати длинные — работники и кони выспятся и отдохнут.
И именно сегодня, не покладая рта и не жалея себя и конягу свою, трудится крестьянин, страдует от зари до зари: надо наверстывать, да и впрок побольше сделать работ. А завтра...
4 августа. Мария Магдалина. Самое время уборки. День год
кормит, колос зерно роняет. А крестьянин... не выезжает сегодня в поле. На Марию Магдалину в поле не работают: гроза убьет. Громовый день.
Вот и идут по ягоды бабы да ребятишки; занимаются цветочными луковицами: самое время их вынимать. Сокрушаются, если в это время сильные, обильные росы: «Сильные росы — льны будут серы и косы». И стелят льны по росной траве.
5августа. Трофим-бессонник. Ну да! 2 августа, на Ильин день,
крестьянин не работал совсем — Илья убьет. Четвертого августа не работал в поле — громовый день, делал мелкую да огородную работу.
А уж день Трофима-бессонника не потеряй. До зари уже в поле. Влажный или сухой хлеб — надо брать его. Если идет работа — спать неохота», «Долго спать — с долгом встать. Каждая пара рук — и детских, и заскорузлых крестьянских — впору в поле. Все, кто дорос, спеши на покос». И до поздней ночи — в поле. Завтра ведь опять... Чересполосица какая-то: да — нет. Но обычай не объедешь и не отвернешься от него; обычай — старше закона.
6 августа. Борис и Глеб. «Бориса и Глеба — пали копна» (гроза сжигает копны), поэтому в поле старались не выезжать, за полевые работы не браться. Но припекает необходимость и страх перед бесхлебьем. И этот страх сильнее суеверного страха перед грозой. И обычай уже не запрещает полевые работы, а как бы не рекомендует: «старались» не выезжать. Кто был уверен, что успеет убрать и потом, или у кого хлеб не перезрел — те не выезжали в поле: имеющие батраков, большие, «многорукие» семьи и соблюдающие обычаи предков. А бедняк мчался в поле, батрак использовал свободный день на своем поле. Это бьи бунт против сложившихся обычаев. Ну что это?! «На Глеба и Бориса за хлеб не берися»! Берись, родной! Работай! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. С Богом! Хлеб — всему голова.
7августа. Анна-холодница. Макарий.
По этому дню пробовали предугадать время наступления и характер будущей зимы. Крестьяне замечали, если утро в этот день холодное, то зима будет ранняя и холодная. «На день святой Анны зима припасает холодные утренники». «Если в этот день идет дождь, то зима будет «снежная». Приметы только о зиме. Поэтому святая Анна и зовется в народе «холодгащеш или «зимоуказательницей». Светлая и теплая погода в этот день предвещала холодную зиму, а дождь — теплую, Даже погода до» и «после» обеда определяла характер зимы. «Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря: какова погода после обеда, такова погода после декабря».
День святой Анны считался на Руси и днем Калик перехожих. Каликами перехожими на Руси называли весь бродячий люд, кормившийся подаянием: слепцы, убогие, нищие. Каликами могли быть и здоровые люди, странствующие та монастырям, паломники к святым местам. Калики рассказывали легенды, небылицы, пели песни о христианских святых и подвижниках, переносили по городам и весям слухи и новости, информацию. Калики для простого народа—люди уважаемые и жалеемые одновременно.
Седьмого же августа, на Макария, знаменитая нижегородская ярмарка была именинницей.
8августа. Еще один благополучный день для уборки урожая.
9августа. Никола Кочансхий, Кочанный. Пантелей, Пантелеймон, Палий.
В этот день церковь чтит память новгородского Христа ради юродивого Николы Кочанова. Его фамилия была осмыслена народом как Кочанский и связывалась с капустой. «Кочанный дець. Вилки и кочаны завиваются».
Пантелеймона же называли «Палий». И вновь боялись грозы, и вновь не работали.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio