Склонность русского народа к присловью, сказанному складно, для памяти, проявилась и в определении этого дня. Нигде никаких следов «мены», «замены», «обмена» в источниках этнографов и фольклористов нет. Работает в Этот день крестьянин. Многотрудно. И вполне и кстати к этому дню подошло бы присловье в такой форме: «Пармены и Прохоры—дел у нас ворохи». И такая характеристика этой пары была бы уместна: самое главное — убрать хлеб; но и другие полевые работы в спину толкают: и вспашка, и бороньба, и сев.
11 августа. Калинник. Калинов день.
День святого мученика Калинника русский народ связал с калиной и с калеными утренниками — морозцами. Появляются уже они, особенно в северной Русси. И боится их крестьянин: они хлеб убивают на корню. И лучше бы туман (морок по-северному) в этот день: «Пронеси, Господи, Калинника мороком, а не морозом». Если же на Калинника не будет утренника, то и на 5 сентября не заморозит: Калина не закалинит, так и Лада не залрит». Обращали внимание на овес: если спелый овес во второй раз зазеленеет, значит, быть осени мокрой. Вспоминали, каким был день на Макриду (1 августа) и уточняли приметы Калиновым днем.
12августа. Иван Сала, Снлуяв.
Молились Ивану-воину, святому мученику, который способствовал молящимся раскрыть все тайные кражи. Сходились суеверные крестьяне в этот день к ворожеям, просили их попосредничать: замолвить слово перед Иваном о покраже.
День святого апостола Силы связывался в крестьянском сознании с силой: «Дожить бы бабе до Силина дня — и с яровыми управится, как засилья прибавится». То есть перейти бы этот день, дожить до него — дел убавится, сил прибавится. «Святой Сила добавит мужику силы».
Обращали внимание на погоду: если дни стояли пасмурные и прохладные, то можно было не опасаться дождя и продолжать работать без остановки. Кому удавалось посеять рожь в этот день — был счастлив: рожь, посеянная на Силу и Силу-яна. родится сильно.
По поверьям, в этот день обмирали ведьмы. Опивались коровьим молоком — и обмирали. А уж если ведьма обомрет, ее ничем не пробудишь. Казалось бы, радоваться надо — не будет коров до смерти выдаивать. Да во? беда, умирают страшно ведьмы: земля трясется, звери в Поле воют, скот не идет во двор, а в избе все вещи не на месте стоят. Жуть! От такой напасти одно спасение — брать солому и поджигать пятки ведьме. И все пойдет на лад. Главное, что после пробуждения ведьма никогда больше не будет выдаивать коров.
13августа. Евдоким.
Заговенье перед Успенским двухнедельным постом. У кого была возможность есть мясные продукты, ел их последний раз: до 28 августа, до Успения Божьей матери, пост — никаких продуктов животного происхождения употреблять в пищу нельзя. Даже молока.
Но крестьянин не горевал: это Петровка (Петровский пост) — голодовка, кроме лука нет другой зелени для крестьян; а спасовка—лакомка: и огурцы есть, и арбузы, и дыни, и мед... «Успенский пост мужика досыта кормит», а потому можно «поститься не голодая, работать не уставая».
14 августа. Первый Спас, медовый, мокрый. Маккавей. Начало Успенского поста.
Праздник Преображения Господня (19 августа) крестьянам больше известен под именем Спаса и считается праздником урожая и земных плодов. Но так как К этому дню не все плоды поспевают-созревают, то крестьяне из одного праздника сделали три: 14 августа, 19 августа и 29 августа.
Первый Спас назывался «медовым». Пасечники второй раз срезают соты с медом (первый раз — на Ильин день, 2 августа). Часть его носят в церковь — «на помин родителев» и для освящения. К этому же дню пчельники варят «медяные» (медовые) квасы и угощают им всех, пришедших в гости. Где-то в это время пчелы перестают носить в улей медовую взятку («мед» с цветов). Ничто уже не цветет.
Отлетывают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. И вот эти росы считаются благоприятными.
«Мокрым» первый Спас назывался потому, что в этот день обычно бывал крестный ход на реки для освящения. Священник освящал воду (как на Крещение 19 января), и крестьяне в одежде купались сами и купали домашнюю скотину.
Надо бы попутно заметить, что и крещение киевлян в Днепре в 988 году тоже происходило в августе. Возможно, каким-то образом этот факт трансформировался «обычай купания на Спаса «мокрого».
Поспевали горох и малина, черемуха и кедровые орехи. Целые полосы гороха в первый день отдавались детям на съедение. Но только один день.
Обращали внимание: если первые ягоды малины бывали крупными, то считали, что рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев ржи был предпочтительнее.
С первого Спаса начинали готовить гумна и рвинь — места для сушки и обмо лота зерна нового урожая.
На Маккавея собирали мак. А мак — это и лекарство, и лакомство, и оберег от ведьм. Стоит только им обсыпать дом — и все козни ведьм не будут иметь силы.
Во многих областях России начинался сев озимых. Доставляли опытного паха ря, уже не действующего — ветхого старика — в поле, просили: «Посей ты, дедуш ко, первую горсточку на твое стариковское счастье!»
15августа. Степан-сеновал.
К этому времени в лугах отрастала отава (второвая трава, «второе сено»). «И ставка сену приставка», «Отава—осеннее сено, летнее прибережет».
Многие крестьяне в этот день поили лошадей «через серебро». Искупав лошадей {не в реке), они приводили их к студевдам (ключам), бросали в воду мелкую серебряную монету.
Замечание: каков Степан — таков и Май»
16августа. Автон-вихревей. Исаакнй-иалпотх.
Антон-вихревей дополнял замечания об октябре: каковы Антоны-вихревеи. таков октябрь. Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму. Вихри на Исаакия— к крутой зиме.
Смелые или отчаянные крестьяне выходили на перекрестки «допрашивая, вихрь о зиме». Брали с собой нож и петуха и на перекрестке следили за появлением вихря. Страшно ведь! С нечистью в контакт надо входить. Отважный крестьянин идет на это: очень важно знать, какой будет зима, а значит, и будущий урожай. , И вот возникает вихрь. Крестьянин старается как можно точнее попасть ножом в центр вихря. И как только втыкает — хватает за голову петуха и допрашивает вихрь. Говорят, что вихрь открывает всю правду. Но это из области преданий-
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio