Второй этап — определение числа слогов в каждом слове, начиная с первого. Для подсчета слогов в слове покажите ребенку такой прием: медленно произнесите слово, подложив под подбородок тыльную сторону кисти. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове: Ма-ша (2) шла (1) до-мой (2). Если ребенок при первом чтении правильно определил число слогов в предложении, то на втором зтале он на первый ряд длинных брусочков (слов) поставит второй ряд более коротких.
Третий этап — звуко-буквеиный анализ каждого (или некоторых) из слов. В предложении Маша шла домой нецелесообразно анализировать последнее слово. Дети на слух с трудом выделяют звук, который записывается буквой и. Но два первых слова анализируется легко, Ма-ша. В этом слове два слога. Первый — ммма. В начале слышится ммм, а потом — ааа. Можно из кирпичиков надстроить над первым словом третий этаж. Для первого слога понадобится два кирпичика. Он состоит из двух звуков. И два —для второго слога. В нем тоже два звука: шшшааа; ш и а.
Естественно, что начинать знакомство с предложением нужно, проводя только первый этап анализа/ По мере того как ребенок начнет справляться с этой работой легко, можно предлагать второй, а затем и третий этап. Каждый из описанных выше примеров может быть использован в отдельности, сам по себе.
Можно объединить вместе два вида работы: выстраивание предложения из слов-брусочков, замену слов-брусочков слогами-кирпичиками, выписывание под каждым слогом точек по одной на каждый звук. Это даст ребенку возможность использовать свои знания некоторых из букв.
«Словостроительством», как и любой другой работой, о увлечь дошкольника в том случае, если задания, которые ему предлагают, доступны. Поэтому, если у вас Уверенности в том, что вы сами можете придумать предложение, которое не содержит непреодолимых для ребенка на этом этапе обучения сложностей, возьмите предложения из Азбуки. Продвигайтесь от странички к страничке постепенно. Ведь подробный анализ одного предложения, состоящего только из двух слов,— достаточная порция для одного занятия с ребенком. Предложить ему разобрать еще одно предложение можно только в том случае, если вы знаете, что оно будет принято охотно. По времени такое занятие в связи с тем что действия, которые выполняет ребенок, однообразны, не должно затягиваться дольше чем на 8—10 минут.
Вот так, постепенно, в игре и в процессе общения со взрослыми, дошкольники легко усваивают понятия: звук, слог, слово. Эта работа не требует от родителей ни особой специальной подготовки, ни длительного сидения с ребенком за скучным и малопонятным для него занятием, в которое обычно превращается обучение грамоте «домашним» методом. А само обучение грамоте может быть безболезненно отложено до того периода, когда малыш станет первоклассником. Под руководством учителя все первоклассники за 3—3,5 месяца успешно одолевают Букварь и уже к концу первого года обучения начинают читать целыми словами. Правда, замедленно, словно нараспев. Но от такого чтения (оно пока что является для малышей трудной работой) к свободному дорога прямее, чем через исправления ошибок и просчетов домашнего обучения грамоте.
Замечено, что те из первоклассников, которые до школы прослушали хотя бы несколько книг, в своей решимости научиться читать самостоятельно обычно тверже, терпеливее, последовательнее. Поэтому на завершающем этапе дошкольной жизни им особенно важно читать вслух. Эти книги в выходных данных имеют пометку «для младшего школьного возраста».
Не следует забывать и об огромном воспитательном потенциале сказок, об их влиянии на развитие детского мышления и речи, о том, что сказка благодатный и ничей не заменимый источник воспитания любви к Родине».
Дети в это время с удовольствием слушают грамзаписи сказок с музыкальным сопровождением. Слушают по нескольку раз подряд. Задача первого периода состоит в том, чтобы, используя интерес малышей к сказкам, приобщить их к самостоятельному чтению книг. Не огорчайтесь, если и после Нового года ваш первоклассник не качнет в одиночку засиживаться над книгами. Это значит только то, что чтение для него пока еще трудная работа. Только с достижением беглости чтения приходит к юному читателю та неприкованкость к тексту, которая оставляет время на обдумывание, осмысление прочитанного и сопереживание тому, что чувствуют герои книги.
Дошкольники с огромным удовольствием слушают и рассказы детских писателей, отдавая предпочтение смешным и тем, которые имеют увлекательный сюжет. Если ребенок умеет слушать чтение в течение 20 минут—этого вполне достаточно. Ведь прочитанное нужно еще обсудить — проверить, как понял и запомнил ребенок прочитанное. Задавая ребенку после чтения вопросы, постарайтесь подобрать и такие, прямого ответа на которые в рассказе (или в сказке) не было. Такие ответы обычно вытекают из содержания прочитанного.
Интересуются дошкольники и «толстыми книжками, которые можно читать несколько дней подряд, совсем так, как читают взрослые. «Приключения барона Мюнхгаузена», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Волшебник Изумрудного города» — эти книги любимы многими поколениями дошколят. Чтение таких книг представляет особую ценность тогда, когда перед школой развивать внимание ребенка, тренировать его память, прививать навыки бережного отношения к книге, здесь, как и в любом другом деле, связанном с воспитанием ребенка, не может быть мелочей. Чтение дошкольника больших по объему, но доступных для понимания книг—важный момент общения взрослых и будущего первоклассника.