И вот наконец-то! Радостно открывает мальчик книгу, но знакомые буквы никак не хотят складываться в слова. Хоть и называет их Андрей «правильно», так, как его Галя учила. Старается, а не может понять, почему из «эм-а-эм-а» должно получиться «мама», а из «зр-а-эм-а» обязательно «рама»...
— Мал ты еще, наверное! Рано тебе грамоте учиться! Подождем немного! — утешает мальчика сестра,
— Подождем! Подождем! — обиженно твердит малыш.— А сама говорила — научу! А сама обещала!
На этом домашние уроки грамоты прекратились, А год спустя, когда мальчик приступил к изучению грамоты в школе, оказалось, что нужна дополнительная серьезная работа для того, чтобы исправить навык неправильного чтения, который, казалось бы, за такой длительный перерыв должен был исчезнуть сам но себе.
Неудачи вовсе не обязательны. Важно только, чтобы ребенку хотелось заниматься, а у взрослого человека было умение помочь малышу одолеть эту науку. И терпение здесь играет немаловажную роль.
Существует специальная книга для обучения в семье. Называется «Азбука». В этой книге есть маленькая брошюра для взрослых, в которой изложены основные положения методики обучения грамоте. Эту брошюру нужно внимательно прочитать до того, как состоится первый домашний урок чтения. А потом время от времени к ней придется возвращаться, чтобы найти выход из столь часто возникающих при обучении малышей затруднений. Не нужно сомневаться в том, что любой учитель начальных классов в школе и дома будет рад прийти к вам на помощь.
Ну а если не учить читать? Как тогда подготовить ребенка к школе, как создать основу для его успешного обучения в дальнейшем?
Первое, самое главное, условие обучения грамоте — чистое произношение всех звуков родного языка. Второе— развитие речевого (фонематического) слуха. Зачем? Для того чтобы, приступив к изучению грамоты, ребенок различал звуки, из которых состоят слова. В этом умении — залог грамотного письма, надежная страховка от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Здесь, как в любой работе с дошкольниками, самый надежный путь — игра. Такая, которая способствует развитию слуха, обостряет внимание. Предложите малышу с закрытыми глазами догадаться о том, что происходит вокруг него: кто-то перелистывает страницы книги, позвякивает ложечка в стакане, в кухне капает из-под крана вода. Что если попробовать угадывать и те звуки, которые доносятся с улицы? Вот въехал во двор мотоцикл, кто-то подёргал велосипедный звонок, хлопнула дверь подъезда. Слышны шаги на лестнице.
В лесу, в роще, возле реки — совсем другие звуки: стучит дятел, хрустят сухие ветки под ногами, шелестит трава, вода журчит, обегая большой камень, погромыхивает далекий гром...
Можно услышать и такие звуки, которые встречаются и в человеческой речи. Ууу-у —воет за окном ветер. Ц-ч-ч — шаркает по асфальту метла. Жжжж — летит жук. Точно такие же звуки и в словах ууу-литка, ччча-шка, жжжук. Яснее всего звуки различаются в начале слова. Предложите ребенку назвать слова, которые начинаются звуками у, ж, т, а, о, м. А потом подберите вместе с ним слова, которые оканчиваются такими же звуками. Все эти упражнения не требуют ни специального времени, ни особых условий. Их можно включить в обычное общение с ребенком.
Следующий этап подготовки к обучению грамоте — работа над словом. Ребята легко понимают, что это такое, с удовольствием подбирают слова по различным заданиям взрослых. А иногда затевают подобные игры со сверстниками. Покажите и вы своему ребенку, как играть «в слова». Заранее оговариваются условия: какие слова и в какой срок человек должен назвать. Слова могут быть «вежливыми, вкусными, цветными, ласковыми». И промежуток отсчитывать легко: просто считают до трех, до двух, до одного. Выигрывает тот, кто в этой игре назовет самое последнее слово по заданию, а тот, кто не успел «придумать» слово, пропускает один ход. Подбирать можно не только слова, обозначающие признаки предметов. Предложите ребятам называть различные предметы. К примеру, те, которые можно положить в шкатулку для рукоделия. Или действия — «кто что умеет делать». Дети со свойственным им юмором порой сознательно путают слова: один настаивает на том, что в бабушкиной шкатулке лежит молоток и гвозди, а другой утверждает, что летают не только вороны и галки, но и тазы с кастрюлями. Тем веселее идет игра. Ведь их Друзья все время настороже: замечают несуразицы и награждают шутника дружным смехом. Первый этап — определение количества слов в пред ложешш и выкладывание соответствующего "числа длинных брусков: каждое слово — брусок.