Сравнительно недавно, всего 180— 000 чет назад, в России грамоте начинали учить в 14— 16 лет. С начала XX в. учат восьмилетних детей. Сейчас во многих странах мира обучению грамоте подлежат семилетки. По данным «Курьера» Юнеско, в 58 странах мира сейчас обучают грамоте с 6 лет. В мире идут дебаты о возможностях вести групповые занятия по чтению с детьми 4 лет. В нашей стране сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы в школы в обязательном порядке зачислялись дети 6 лет.
Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения: сокращается разрыв между умением ребенка прочитать слово или коротенькое предложение, написанное крупным и четким шрифтом, и возможностью сознательно, бегло, выразительно прочитать доступный его возрасту текст.
В чем же дело? Почему только с 6 лет? А раньше неужели нельзя? Можно. И значительно раньше, чем в 6 лет. Примеров очень раннего успешного обучения грамоте в семье известно немало. Так, например, в семье. Никитиных из Подмосковья, о которой на протяжении ряда лет неоднократно писали в центральной прессе, все дети начали читать очень рано. Первенец Бориса Павловича и Лены Алексеевны первое слово самостоятельно прочитал в 2 года 8 месяцев. Его брат Антон читает с 3 лет 3 месяцев. Дочери Никитиных начали читать между 3 и 4 годами... И вот что интересно: в одной семье, система воспитания и обучения в которой в последние годы вызвала широкий интерес, дети овладевают грамотой в разном возрасте. Да, в разном. В этот период развития ребенка разница в 3—4 месяца значительна. Вот и получается, что каждый из детей в этой семье постиг грамоту в своем темпе.
Значит ли приведенное выше высказывание, что обучать грамоте нужно обязательно в семье и как можно раньше? Ни в коем случае. Есть очень много других важных и интересных занятий с ребенком до школы.
Теперь давайте вместе попробуем вовсём этом разобраться. Обучать или не обучать грамоте до школы? Если да, то как? Если нет, то почему? Как организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению родного языка в школе?
Обучение грамоте, как научить ребенка читать. Далеко не всегда, взявшись за дело без предварительной подготовки, взрослые остаются довольны результатами своего труда, успехами ребенка. Нередко в результате домашнего обучения ребенок надолго «застревает» на послоговом чтении или, что хуже, пытается читать по буквам. А родители не могут ему помочь, только удивляются: буквы все знает, а слово прочитать не может. И, обнаружив это, расстраиваются. Ребенок же надолго теряет и интерес к таким занятиям, и уверенность в своих силах. Более того, такие попытки очень часто кончаются неудачно: ребенок или не овладевает умением читать, или начинает «читать» так, что потом его приходится очень долго и трудно переучивать. И хотя этот факт учителя не считают своим профессиональным секретом, и на страницах журнала «Семья и школа», в радиопередачах «Взрослым о детях» периодически звучат советы, цель которых предостеречь родителей от возможных промахов в вопросах дошкольной подготовки ребенка в семье, чтению все-таки пытаются учить. Вероятно, такая настойчивость взрослых членов семей, в которых растут дошкольники, связана с огромным желанием родителей ускорить приобщение ребенка к литературному богатству человечества, пониманием, что грамота—тропинка, которая со временем должна привести малыша в чудесный мир, сделать для него книгу не только источником знаний, но и повседневной насущной потребностью, распахнуть перед ним сокровищницу человеческого разума.
Андрейку за год до школы начала учить грамоте сестра. Сначала она показывала братику все буквы. Запомнил их мальчик очень быстро. Тем более что такие буквы у него были и на кубиках, и на лото. Часто взобравшись вечером на колени к отцу, читающему газету, мальчик показывал на какую-нибудь букву крупных газетных заголовков и спрашивал: «Это «пэ»? А это «эр»?» Гуляя во дворе, малыш с удовольствием рисовал знкомые буквы на асфальте. Многие дошколята ему завидовали. Только первоклассник Миша смеялся: «И»-то у тебя вверх тормашками, а у «я» — голова в обратную сторону смотрит!» Андрея все эти насмешки совершенно не трогали: «Ну и что? Все равно скоро научусь!. Еще получше тебя читать буду! Вот только купит мне моя Галя Букварь. Сразу начну читать. Я уже все до единой буквы знаю!»