В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличения нагрузки. Новые обязанности , которы появляются у маленьких школьников, требуют от них большей собранности, дисциплинированности! Режим — основа воспитания ребенка. Он дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.
На строгом соблюдении режима настаивают врачи , утверждая ,что-это лучшая мера , предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня и на протяжении всего учебного года, Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования врачей установили два пика трудоспособности. Первый – с 8 до 11 часов утра. В это время ребенок находится в школе , в его организме наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем — между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жёсткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что "вечернее сидение за уроками для малыша очень малопродуктивная работа.
Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера.
Сложнее всего утром. Но спешить, оказывается, можно по-разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них, А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром рабочем темпе. Эти умения должны быть выроботаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребёнок пойдет в школу.
Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Не большая прогулка помогает ребятам взбодриться.
Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки «Осторожно, дети!». Нужно показать ребенку приемы безопасного перехода через улицу и добиться, чтобы он на практике выполнял простые правила: если машина близко — пережди; до середины тротуара нужно смотреть налево; после середины — направо; улицу не перебегают, а переходят быстрым шагом.
В первые дни каждая семья старается провожать ребенка до школы. Во-первых, нужно помочь ребенку понять, что хоть школа и рядом, но если по дороге заглядишься, опоздаешь к звонку. Значит, идти нужно бодрым шагом. Во-вторых, сейчас важно понаблюдать за тем, как встречается ребенок с одноклассниками. Правда, среди них, как правило, много старых знакомых. С одними вместе в садике был, с другими у дома во дворе играл. Но есть и новые. Понаблюдайте, сохраняются ли у ребенка доброжелательные, ровные отношения со сверстниками. Конфликты между первоклассниками возникают, как правило, по пустякам, но быстро обрастают взаимными обидами и отрицательно влияют на общий климат в классном коллективе.
Порой ребята надолго растягивают дорогу домой. У школы поиграют в салочки, приятеля проводят до подъезда... А дома остывает обед. В окне все чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы — домой. А прогулка — после обеда.
Переодевание после школы обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не только в необходимости беречь школьную форму. Нужно приучать ребенка к собранности, аккуратности.
После обеда — свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает.У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности, регулярности, контролируемости.
Как распределить свободное время ребенка? Сейчас в нашей стране с каждым годом все шире разворачивается система различных внешкольных учреждений. Музыкальные и спортивные школы, кружки, секции, студии, клубы... Ребята стараются заполнить свободное время. Слов нет — само по себе это явление отрадное. Но как чувствует себя ребенок, который кроме общеобразовательной школы посещает музыкальную (занятия по 3 раза в неделю), школу фигурного катания (гимнастика, хореография и 2 занятия на льду) и еще бегает в клуб при жэке, где со многими его приятелями занимается Леонора Максимовна: ведь там лепят из глины диковинных зверей и птиц, раскрашивают и обжигают их в специальной печке...