Чаще всего эрзац-супруги недовольны каким-то качеством своего партнера. Мы, например, всегда
ожидаем, что другой умеет владеть собой лучше, чем
мы, и потому лучше поймет нас, но увы! И тут порой
нас ожидает разочарование.
Немного информации. В книге «О супружеской жизни» автор, советский
социолог В. Зацепин, рассказывает об одном своем исследовании, по результатам
которого 81 % прошедших анкетирование хотели бы видеть это качество более
развитым у партнера, чем у них самих. При этом у мужской половины наблюдается
прямая зависимость между собственной самооценкой и ожидаемой оценкой супруги.
Для женщин же характерным оказалось, что менее всего претензий предъявляют те
из них, которые оценивают это качество в себе весьма средне, более же всего —
те, которые считают себя очень воздержанными или совсем невоздержанными.
Или возьмем, к примеру, другое очень ценное в
супружестве качество — уступчивость. Те, кто считают себя уступчивыми, ищут
таких же супругов. Но те, кто относят себя к недостаточно уступчивым, ищут
партнера более уступчивого. И наконец, те, кто оценивает себя очень высоко,
согласны, чтобы партнер в браке уступал им в... уступчивости.
Получается нечто вроде замкнутого круга, из которого
можно выйти лишь по доброй воле, а это указывает на одно правило — не будь
максималистом. Что, впрочем, означает — если наш партнер умеет владеть собой,
то это вовсе не значит, что можно «играть на его нервах». И если он уступчив,
то не следует злоупотреблять этим его качеством и считать это качество чуть ли
не его долгом. Иначе мы окажемся хитрецами-максималистами — добровольно
уступаем превосходство в душевном равновесии своему партнеру, но для самих же
себя оставляем право на инициативу: быть менее компромиссными, менее
воздержанными, казаться тем «золотым яйцом», которое требует к себе особого
внимания.
И еще одно необходимо запомнить, если нам не
безразлично то, как долго продлится наш совместный путь в семье: полярные
человеческие качества редко могут мирно сосуществовать и дополнять друг друга.
Человек деликатный едва ли может долго выдержать под одной крышей с грубияном,
щедрый — со скупым и т. д. А это значит, что мы должны измениться сами, прежде
чем требовать этого от партнера.
И еще немного информации об эрзац-семьях, в которых сосуществуют
указанные здесь эрзац-супруги. Советский психолог В. Столин указывает на такие
два типа семей.
В псевдосемьях супруги поощряют выражение только
теплых, любовных, поощрительных чувств, а враждебность, гнев, раздражительность
и т. п. всеми способами скрывают и давят в себе. Под маской взаимности и
солидарности друг с другом они скрывают эгоистически-конкурентный характер
взаимоотношений.
В псевдосемьях враждебного склада характерно
другое: на первый план выплескиваются враждебные чувства, вплоть до откровенно
открытой демонстрации их. Естественно, при таких обстоятельствах супруги не
могут взаимодополнять друг друга при выполнении тех или иных обязанностей, и
потому оказывается невероятно затрудненной их приспособляемость к постоянно
меняющейся атмосфере семьи. Партнеры не могут самоорганизоваться для достижения
поставленной цели, да и сами цели в большинстве случаев слишком
противоположны. Отсутствует элементарное понимание желаний, супруги живут в
некой изоляции, за границами которой четко проявляют себя две роли — слабого и
сильного. Сильный демонстрирует свой неукротимый диктат, а слабый оказывается
виновником всех неуспехов партнера и всей семьи в целом. Эта непрестанная
«лихорадка» в отношениях показывает, что супружеские чувства давно остыли, а
духовные связи порваны.
И еще одно, весьма типичное для эрзац-семей:
порой они очень удачно имитируют вполне гармоничную семью, и нередко мы
выставляем их даже в качестве примера для молодых. Но в этих семьях так или
иначе всегда недостает созидательной функции, перспектива брака для супругов в
таких семьях неизбежно упирается в тупик.
Я менее всего хотел бы, чтобы меня обвинили в
пессимизме. Напротив, я совершенно убежден, что каждому из нас по силам
выработать в себе необходимый иммунитет, чтобы не оказаться перед разбитой
мечтой о хорошей семье и благополучном супружестве.
«Правила», о которых пойдет речь дальше, естественно,
не универсальны и нуждаются в творческом переосмыслении, то есть в постоянной
сопоставимости с конкретной индивидуальностью — своей и партнера. _ Самоиспытание.
Приняв это обязательство перед своей семьей, супруг должен знать, приведет
ли такой шаг к дальнейшей гармонизации отношений, или он облагодетельствует
только одного себя? Как я отношусь к своим семейным и супружеским обязанностям
— как к неизбежной или как к желанной необходимости? И вообще — существуют ли
для меня приятные или неприятные обязательства, какие больше мне импонируют,
могу ли я взять на себя обязательства, которые всегда были на «территории»
моего партнера?
Наконец, не предпочитаю ли я обязательства
минимального риска, при выполнении которых на меня очень редко ложится
ответственность?
Являюсь ли я самым лучшим партнером для моего
супруга? Не сожалеет ли он порой, что выбрал именно меня? Не приходит ли ему в
голову мысль, что в другой семье он чувствовал бы себя более полноценным? За
что меня любят и за что я мог бы быть любим в другой семье? Чувствую ли я себя
уютно здесь? Чем я неприятен партнеру? Часто ли я несправедлив в моих оценках и
поступках? И бываю ли я достаточно справедливым? Может ли партнер обойтись
вообще без моей особы? Что более всего он ценит во мне? Что это: мои врожденные
качества или благоприобретенные в совместной жизни? Что я могу сделать еще для
моего партнера?
Взаимные прозрения. (Один итальянский психолог утверждает, что
супруги, которые вместе моют посуду, ругаются гораздо реже. И разумеется, дело
здесь не в мытье посуды, а вовзаимодействии.)
Итак, есть ли у нас совместные занятия, дела,
действия? Часто ли мы разговариваем и о ком? Есть ли у нас свои вечера и свои
«дорогие» часы? Вполне ли мы открываемся партнеру и в чем? Умеем ли мы слушать
его? Часто ли ругаемся? Стремимся ли мы не только избегать явных разногласий,
но и использовать возникший повод, чтобы разобраться в их причинах? Что мы
хотим изменить друг в друге — то, что не нравится лично мне, или то, что мешает
семье? Часто ли мы употребляем именно ту формулировку, чтобы оправдать свою
нетерпимость и бескомпромиссность в отношении партнера? Бережны ли мы в
отношении семейных праздников и умеем ли мы создавать, их без особого повода?