Как весну ни приваживай, а тулуп поглаживай.
Прошли послевласьевские (после 24 февраля) три крутых утренника, три сильных
утренних мороза. С крыш капает, птицы прилетели, а зима не уходит. В амбарах
да сусеках все меньше хлеба. Скотина жует последнее сено. А до травки еще
далеко. Грустно.
23
марта. Выискивал крестьянин будущие радости в этом дне:
если день туманом мглист — будет лен волокнист. А волокнистый лен — хорошая
пряжа; больше .полотна, а значит, и прибыли в хозяйство. Начинал отсчитывать с
этого дня сорок утренников-заморозков. Если до Зосимы-пчельника, до 30 апреля,
утренники продолжаются постоянно, то лето будет теплым. А это тоже хорошо. И
хотя эти утренники безвредны, хозяйки еще вчера приготовили из ржаной или овсяной
муки сорок шариков, «колобанов зо-лотых», чтобы каждый день выбрасывать по
одному шарику за окошко, приговаривая:
Мороз, красный нос.
Вот тебехлеб
и овес,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!
Верили: мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет
до следующего года и не станет мешать крестьянину
в его весенних посевных работах.
Не сдвинуть зиму, не зазвать весну — всему свое
время. Закликала ребятня вчера жаворонков, прилетели жаворонки.
И скворцы прилетели, «на крыльях весну
принесли». Вон дерутся с нахалами-воробьями, выселяют их из своих скворечен. А
крестьянин смотрит, под какой стрехой начнет вить гнездо воробей: с южной,
солнечной — к холодному лету, с северной — к теплому. По поселению других птиц
проверяет это. Уж коли весна долгая, так хотя бы лето было теплым. Дай-то Бог!
24 марта. Уж десять дней прошло, как умельцы и нуждающиеся мужики ушли на
заработки, на отхожий промысел. Кто до Егория весеннего (6 мая), а кто и до
Петровок (12 июля). Это те. у кого дома Хватает мужских рук и на пашню, и на
посевную: ведь не вспашешь, не посеешь — ложись в гроб, семья по миру пойдет.
Другие мужики, наоборот, вернулись с отхожего промысла; тайно гульнули по поводу возвращения в строгий Великий пост и за работу: чинить и готовить сельхозинвентарь,
валить лес, готовя его к весеннему сплаву и осеннему вывозу. Еще идет отел и с
телятами, как с малыми ребятами, забот хватает.
Женщины возятся г рассадой, белят холсты, ткут.
До того, как белить холсты, белили пряжу
льняную: мотки и клубки ее мыли, «вымачивали в овсяной соломе» и в мякине,
заваренной в горячей воде,.. Мокрые моты вымораживали во время ядреных мартовских
утренников. Вывешивали пряжу на изгородь...» (В.И. Белов).
Из отбеленной пряжи ткали холсты. Сначала из
самой тонкой пряжи; холст из нее пойдет на белье, рубашки, полотенца. Готовый
холст, как и пряжу, белили на мартовских морозах. Летом этот холст будут
белить у речки на зеленом лугу. А пока ткут и ткут во весь световой день.
«Умелая и неленивая ткачиха... ткала за день стену холста длиною семь-восемь
метров» (В.И. Белов). И эта
изнурительная работа будет продолжаться до самого Весеннего сева.
Дети в это межсезонье (да и зимой) перенимают
опыт старших: прясть, ткать, вить веревки, плести лапти, ремонтировать инвентарь,
конскую сбрую.
Те же ребятишки, которые в школе, с нетерпением
ждали Пасхи; после Пасхи занятия в школе больше не проходили. Весенние
домашние заботы требовали участия всех членов семьи: всем находилось дело.
Поэтому в деревенской частной школе, или же на селе в церковно-приходской, или
земской (государственной) занятия продолжались только до Светлого воскресения.
Все его ждут: и те, кто говеет, и дети, и
девушки, и взрослые, и скотина. После Пасхи начнется новый период жизни крестьянина,
новый цикл. А пока — Великий пост.
25 марта. Феофан.
Пятая неделя Великого поста. Она зовется
«похвальной» в честь церковного праздника Похвалы Богородицы.
На
Похвалу сорока яйцом похваляется, то есть начинает к этому дню класть яйца, а
иногда и успевает снести свое первое яйцо.
В
среду на «похвальной» неделе в церкви совершается всенощное бдение, которое в
народе именуется Андреевым стоянием (по имени канона Авдрея Критского), или
просто «поклонами». Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви,
наивно полагая, что Андрей Критский, живший в VIIIвеке, за такое рвение
поможет им заполучить хороших женихов. Чуть больше двух недель остается до
окончания поста, а там снова — свадьбы! В короткий промежуток между Пасхой и
весенними работами. Надо успеть. Надо не промахнуться.
Крестьянки замечали на Феофана: если утром
туман, то будет большой урожай на лен и коноплю. Конопля ведь тоже сырье: и для
масла, и дан грубой пряжи. И чтобы примета сбылась, они разбрасывали по двору
несколько конопляных и льняных семян для угощения птиц: то ли задабривали их,
то ли просили помощи, но угощали.
»В этот день крестьяне особую заботливость проявляли
о лошадях. Конь для них в любое время года и жизни — одно из главных богатств:
без коня нет крестьянина. Конь — почти священное животное для мужика. И в день
Феофана — коню пристальное внимание. Замечали: если на этот день лошадь заболеет,
то для летней тяжелой и изнурительной работы она не сгодится. Продавай, меняй,
покупай другую — избавляйся от этой. Как бы ни было жалко.
29 марта. Мученики Саввин, Трофим.
Пришла пора расставаться с санями: «На Саввина
сани покинь, телегу подвинь». Начинается великое российское бездорожье. На
санях не проедешь, на телеге увязнешь, лошадь загубишь. Сиди дома и жди,
уповай на Бога и солнышко.
Обращали внимание; если в этот день тепло, то и
вся весна будет теплой. Дай-то Бог!
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio