Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте не принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».
Ваш ребенок стал первоклассником, у вас сразу стало заметно меньше времени для свободного общения с ним. Время будто бы сжалось, ускоряя свой бег: каждая свободная минута теперь заполнена разговорами о школе, заботами и хлопотами, связанными со школой. И все-таки необходимо находить время для совместных походов в театры, музеи, занятий спортом, прогулок с ребенком по магазинам детских товаров и игрушек. Хотя в наше время посещать обычные магазины не обязательно, тем более детские. Сейчас заходите в интернет, инаходите хороший интернет магазин детских товаров и покупаете, всё, что хотите, любые товары для детей, дешевле, чем в обычном магазине, да ещё и с доставкой на дом. Так что по магазинам не ходите, а вот погулять. Прогулки — одна из наиболее доступных форм общения с ребенком. Это могут быть и получасовые прогулки перед сном, и настоящие праздники — часы, проведенные в лесу, в поле, в парке, в сквере. Первоклассники — народ коллективный. Огромную радость вы доставите им, если разрешите сыну или дочери пригласить на воскресную прогулку одноклассников-друзей из звездочки. А хоть иногда на первый взгляд такая прогулка кажется делом хлопотным и утомительным, постарайтесь не отказывать ребятам. Бы и сами увидите, как весело им всем вместе, как день ото дня отношения между ребятами становятся более ровными, содержательными. Как на месте детских привязанностей появляется более серьезное чувство — дружба во взрослом понимании этого слова. Однако, для того чтобы из группы ребят, поджидающих вашего выхода на прогулку у подъезда, сформировался коллектив, равноправным членом «которого будет и ваш ребенок, нужно объединись ребятишек увлекательным делом. Но может быть и совместное чтение увлекательной книги, и игры на воздухе, и походы в кино, музеи, в театр, на выставку... Здесь многое зависит от ваших собственных интересов, привязанностей, возможностей. Одна из форм такой работы — прогулки и наблюдения природных явлений.
Знакомство с природой — одно из мощных средств всестороннего развития личности. Дать ребенку возможность увидеть, открыть, удивиться. Не это ли удивление первооткрывателя становится основой любви к родному краю, из которого вырастает любовь к Отечеству? Не из убеждения ли, что красота, которая окружает тебя на залитом цветением трав лугу, принадлежит всем, возникает первая мысль о том, что нужно думать не только о своих радостях, когда живешь среди людей?
Познание природы — могучий источник развития разума ребенка. Яркие впечатления природы способствуют развитию речи детей, вырабатывают такие ее качества, как связность и развернутость. Понаблюдайте, за своим ребенком и его друзьями, когда они встречаются после нескольких часов разлуки. Каждый, захлебываясь, старается рассказать другому о том, что он за это время увидел, услышал, узнал. Рассказать хочет каждый, а слушают не всех. И тогда один старается говорить как можно громче, для того чтобы все-таки привлечь внимание «аудитории», другой то и дело за рукав поворачивает к себе собеседников, а третий постепенно привыкает к тому, что его не слушают, и замыкается. А жаль!