Три человека толкали в гору тяжелые тачки с камнями. Каждому из них был задан один вопрос: «Что ты делаешь?»
— Везу эту проклятую тачку!
— Зарабатываю себе на кусок хлеба!
— Строю прекрасный дворец!
Так ответили трое, выполнявшие совершенно одинаковую работу.
Притче этой не один десяток веков. Но живо воспринимаются слова, показывающие, как понимание конечной цели труда по-разному окрашивает жизнь каждого труженика,
Школа — начало трудового пути. И будет этот путь для одного легким только в самом начале, для другого — серьезным только в самом конце. Но для всех остается одинаковым самое главное — путь от первого звонка до выпускного бала, расцвеченный, окрашенный, озаренный. Яркость этому пути может придать только правильное и глубокое понимание конечной цели. Каждый ребенок путь этот пройти обязан. И сколько бы ни было в семье детей, каждый следующий первоклассник — новые заботы, новые трудности, новые надежды семьи,
У ребят из 1 А случилась беда: заболела любимая учительница. Произошло это три дня назад, но с тех пор в классе перебывало несколько учителей.
Бот и сегодня «чужую тетю», которая пришла к ним перед звонком, малыши встретили настороженно. А она спокойно достала из портфеля ключ, открыла дверь класса и пригласила ребят зайти. Проходя мимо, все видели у нее в руках классный журнал в знакомой ярко-красной обложке и поняли: опять новая учительница...
Первоклассники уже сидели на своих местах, и в классе наступила тишина, как вдруг тихонечко скрипнула дверь. На пороге появился мальчик. Решив, что он по ошибке забрел не в свой класс (с малышами такое случается), учительница спросила вошедшего: «Ты кто?» В классе раздались голоса:
— Это Алеша! Он у нас двоечник! Круглый!
Тот, кого только что обозвали двоечником, мигом насупился и, взглянув на ребят исподлобья, бросился прочь из класса.
Учительница выглянула за дверь: в углу коридора, уткнувшись лбом в стенку и вытирая глаза вязаной шапкой, горько плакал Алеша. Она быстро подошла к мальчику, обняла рукой худенькие плечи, заглянула в заплаканную мордашку: «Ну, что ты! Не надо плакать! Пойдем скорее в класс!»
Двоечник... Трудно придумать прозвище более обидное. Тем более для ребенка, который до самой школы на докучливые вопросы взрослых о том, как он собирается учиться, отвечал, что только на пятерки. Было ведь это совсем недавно.
Летит время. Будто только вчера впервые провожали вы своего первоклассника до школы, и вот уже несколько дней осталось до получения первого в его жизни табеля успеваемости. Успехи вашего ребенка впервые получат вполне определенное выражение в цифрах: 5, 4, 3. В жизни малыша пройдет еще один этап: из первоклассника Кости Иванова он превратится в отличника, хорошиста, троечника.
Сейчас каждый из родителей первоклассников невольно предается воспоминаниям: сравнивает, пытается понять, что же происходит. У одних возникает законное чувство гордости: «Мы с отцом тоже без троек учились!» Другие недоумевают: «И в кого ты такой бестолковый?» Третьи негодуют: «Таких программ понадумывали — где уж тут семилетнему одолеть!» И всему виной оценки, гипноз которых нередко мешает понять суть явления и становится серьезной помехой не только в обучении, но и в воспитании первоклассника.
Давайте попробуем вместе разобраться в том значении, которое должны иметь эти первые оценки в табелях маленьких учеников.
Спора нет: уйти от гипноза оценки трудно. Проще привыкнуть определять личность малыша по тому, сколько баллов он сегодня получил, что «принес из школы». Но отрешиться от действия этого гипноза необходимо хотя бы для того, чтобы думать о человеке хорошо даже тогда, когда у него в тетради буквы лезут друг на друга, а столбики правильно решенных примеров, не желая подчиняться строгим расчетам, то сходятся друг с другом вплотную, то разъезжаются лесенкой.
Школьные оценки — только внешний показатель успехов или неуспехов вашего ребенка в учении. Показатель очень важный, но требующий, чтобы его правильно оценивали. Один из предметов, по которому есть плохие отметки - это изучение иностранного языка, этот предмет важен в будущей жизни ребёнка и желательно уделить инязу больше внимания, например воспользоваться сайтом иностранных языков для более плодотворного изучения английского или немецкого языка.
Семилетнему ребенку трудно бывает понять зависимость оценки от того, сколько труда он вложил в ту или иную работу, как постарался. Иному малышу получить хорошую оценку мешает волнение. Волнуется и тот, кто недостаточно подготовился,— боится порицания учителя, стесняется осуждения товарищей. Волнуются при ответе и те, которые готовились добросовестно; как оценят их труд? Страх во время ответа сковывает тех, кто за каждую школьную неудачу и дома получает внушение, а то и наказание. Пол урока льет иной ребенок слезы над раскрытой тетрадью, пытаясь, как это водится в семье, вызвать к себе сочувствие, заставить учителя «сменить гнев на милость». Оценка в жизни ребенка становится идолом. Для одного этот идол добрый и снисходительный, для другого — жестокий, безжалостный, неумолимый. «Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит — детям непонятно» — писал В. А. Сухомлинский. Правильная реакция семьи на оценку — надежный залог того, что первоклассник будет учиться не для хорошей оценки, не для того, чтобы задобрить (или обмануть, если по-другому не получается) страшного идола, а потому, что без грамоты нельзя. Любой труд, даже тяжелый и растянутый по времени, становится легче и веселее, если человек правильно понимает его конечную цель.
У каждого ли из первоклассников уже сейчас все в школе хорошо получается? К сожалению, нет. Все они пришли в школу с разной подготовкой, с разным психо-логическим настроем. Но те дети, к которым с 1 класса пристает характеристика нерадивых, со временем на¬чинают искать в жизни такую сферу, в которой они могли бы хоть чем-нибудь доказать свои преимущества, свое превосходство перед товарищами. И скоро рядом с эпитетом «нерадивый» появляется еще один, не более лестный. Уже в I классе каждый второй из тех детей, у которых учеба не ладится, становится недисциплинированным.
Сейчас большинство семей проявляют живую заинтересованность не только результатами, но и самим процессом обучения ребенка. Однако чуть ли не в каждом классе есть родители, проявляющие к учебе ребенка равнодушие. А ведь это чаще всего родители именно тех детей, которым дополнительное участие семьи в их школь¬ных делах не может заменить ни помощь учителя, ни за¬бота шефов-пионеров.ни сочувствие одноклассников. Нет, никто и не собирается перекладывать обучение ребенка на плечи семьи, но безразличное отношение близких к тому, как идут дела у ребенка в школе, больно ранит его и постепенно формирует в его сознании равнодушие не только к процессу учения, но и к его результатам. В то же время известно, что чрезмерная требовательность к ребенку без учета его индивидуальных возможнос¬тей неправомерна. Такая позиция характерна для семей, где пытаются воспитанием добиться соответствия личности своего ребенка созданной собственным воображением идеальной модели человека. Добиться любой ценой, во что бы то ни стало. Чего бы это ни стоило.
Итак, пятерки, четверки, тройки... Какие они? Конечно, разные. И не только у разных учителей, в разных классах, но и у одного и того же учителя, у одного ребенка. И это в особенности относится к первоклассникам на первых порах обучения, Именно поэтому уже на протяжении ряда лет почти до середины первого полугодия им не ставят никаких оценок, кроме пятерок и четверок. Именно поэтому первоклассников теперь не аттестуют за 1 четверть, а первый в своей жизни школьный табель успеваемости они получают перед Новым годом, в конце 2 четверти. Основная цель этого периода — дать каждому ребенку возможность сориентироваться в новых условиях, выйти в учебе на тот уровень, который ему в настоящее время доступен.
Двоек в табели первоклассникам сейчас вообще не ставят. Эта оценка, как об этом мечтал В. А. Сухомлинский, постепенно становится «в руках учителя первого класса инструментом, который лежит в запасе, но которым учитель не пользуется».
А вот в тетрадях двойки случаются. Как быть? В иных семьях совершенно уверены в том, что если в тетради двойка, значит, человека нужно наказать: поругать, не пустить гулять, запретить пойти к товарищу... Но ведь двойка — уж само по себе наказание! Наказание за недоетатючиое старание. А нужно ли за одну провинность наказывать дважды?
Что же здесь важнее. Выяснить, за что поставлена плохая оценка. А это далеко не всегда ясно с первого взгляда. Тем более что не на каждую такую работу учитель в тетради пишет «рецензию». И двойки сами по себе тоже разные бывают. В одних случаях так оценивается легко восполнимый пробел, другая по сути своей сродни сигналу SOS. И вот тогда маленькому ученику срочно нужна самая серьезная помощь.. Как, когда и кто поможет ребенку — это необходимо выяснить в школе. Ведь у семьи, и у школы цель одна - вырастить, грамотного, воспитанного человека. Как же достичь этой цели, не объ-единяя усилий, не согласую методы, не придерживаясь единой тактики?