Так тактично, не ущемляя самолюбия молодого человека, учитель заронил в его душу семена сомнения, желание самосовершенствования. «В тот день учитель открыл мне меня самого...— с благодарностью вспоминал Михаил. — Я многое пересмотрел в себе. Разобрался. Пожалуй, это было главное, что дала мне школа».
Мне могут возразить, что в этом случае учитель стремился поколебать самоуверенность ученика. Но, думается, между самоуверенностью и неуверенностью в себе не столь большая разница. И то и другое связано с неправильной оценкой своих возможностей, отсутствием четких нравственных ориентиров и приводит в итоге к жизненным разочарованиям. Психологи считают, что уверенность в себе, в собственных силах надо воспитывать в детях очень рано, а не с пятнадцати лет, как полагают многие родители. Надо помогать ребенку самоутверждаться. Одобрение всегда должно.опережать действие. " Бы сидите в саду на скамейке, а малыш возится в песочнице. Не подходите к нему, не ограничивайте его самостоятельности постоянными окриками и подсказками.
Другое дело — подготовить ребенка к этой самостоятельности. Объясните ему предварительно, что он сможет сделать сам, что он способен создать. А ведь, к сожалению, часто мы водим ребенка «на коротком поводке», убивая всякое проявление его инициативы. Иногда приходится наблюдать и такое. Приходят в магазин отец с сыном. Мальчик просит купить ему «Конструктор», но папа покупает «Железную дорогу». Отца мальчика попять можно. Когда-то он мечтал о такой игре. Но в результате играет папа, а не сын, стремление мальчика к конструированию не нашло в семье поддержки. Как часто родители навязывают детям свои интересы, свои увлечения, свои вкусы вместо того, чтобы понять, что занимает их ребенка, как проявляется в этом его индивидуальность. Сын бы очень обрадовался, если бы папа посетил вместе с ним детский интернет магазин, где очень огромный выбор игрушек, автокресел и много ещё чего красивого, интересного и полезного.
Девочка больше всего любит играть в кубики, но мать прячет их подальше. — Давай-ка, доченька, выучим стихотворение, — уговаривает она девочку. Ей и невдомек, что для ее дочки одинаково важны и кубики и стихи, что необходимы игры, развивающие различные стороны личности, — дидактические, эвристические и так далее. Чаще всего родители стремятся исключить такие игры или занятия детей, которые вносят неудобства в их домашнюю жизнь: дополнительную уборку, возможность порчи каких-то вещей, шум... Но одни настольные игры не заменят ребенку потребности в движении. Дети остаются детьми. В результате любое естественное стремление ребенка встречает окрик, раздражение. В душе маленького человека возникают растерянность, страх, переходящие в пассивность, безволие. — Мама, я не понимаю задачу, — обращается за поддержкой ребенок. — Ты всегда был дураком и ничего не понимал,— безапелляционно заявляет мать. Первая детская обида. Ребенок теряется, боится обратиться за советом вновь.