На X Московском международном кинофестивале (1977) демонстрировался фильм итальянских кинематографистов «Шепот в полумраке». В семье крупного архитектора растет сын, который придумал, что в их доме живет некий мальчик по имени Лука. Он разговаривает с этим Лукой, за столом всегда сохраняется место Луки, и ему, так же как и всем домочадцам, подается пища. Лука —защитник мальчика, его друг и собеседник. Если кто-то делает что-то ненравящееся герою фильма, всегда приходит на помощь Лука: утешит, обласкает, при необходимости и накажет обидчика. Разумеется, от имени Луки карает своих недругов сам мальчик. А обидчики — это его родные и близкие, занятые своими проблемами и, в общем, мало внимания уделяющие ребенку. Мальчик не может им этого простить, ему противно их равнодушие к нему, лицемерие, нежелание общаться с ним.
В конце концов мифический Лука настолько надоел всем, что родители вызвали профессора-психиатра, который поселился в их доме и стал наблюдать за мальчиком. Врач случайно умирает, а герой фильма объясняет это тем, что психиатр плохо отзывался о Луке и тот его за это непочтение наказал.
Нечто похожее показано и в фильме польского режиссера Яна Баторы, шедшем у нас под названием «Яцек и его президент». Главным героем фильма является маленький Яцек. Мальчик живет с отцом, мачехой и матерью мачехи, все они очень заняты и не имеют времени и желания бывать с мальчиком, отвечать на его многочисленные вопросы и пр. Чрезмерно поглощенные своими проблемами, эти люди не могут дать ребенку своего душевного тепла. Более того, в этой семье родился еще один сын, которому счастливые родители отдают все свое сердце, им не до Яцека. Мать Яцека разошлась с отцом мальчика, она устроила свою жизнь, и судьба сына ей также безразлична. Яцек пребывает, выражаясь научным языком, в условиях эмоциональной депривации: он одет, сыт, все время присматривается взрослыми, но не получает достаточно ласки, тепла, внимания. И вот у этого ребенка появляются различные личностные реакции, которые не являются патологическими в узком смысле слова, но приближаются к ним и, развившись, могут привести к более грубой аномалии. Он Начинает лгать и фантазировать. Ложь егр носит, так сказать, косметический и компенсаторный характер: стремясь скрыть равнодушие к нему со стороны отца, он придумывает, будто его отец очень важный и занятый человек, что он разъезжав" на особой машине и пр. Сверстники, с которыми он общается в детском саду, иронизируют «ад ним, не верят этим выдумкам, это еще больше травмирует Яцека, он дерется с детьми, требуя, чтобы они ему верили.
Помимо этого, Яцек придумал мифического человека, внешне похожего на его отца, но отличающегося терпением, лаской, доброжелательностью и многими другими положительными качествами, которых на самом деле нет у отца. -Этого сильного и доброго человека Яцек называет пан Президент, с ним мальчик беседует, делится своими проблемами. Если отец холоден и раздражителен по отношению к Яцеку, мальчик силон своего воображения (в детском возрасте вообще очень развитого) вызывает образ пана Президента и часами с ним разговаривает, пока не заснет. Пан Президент — заступник мальчика, он всегда выслушает, утешит, расскажет сказку. Яцек настолько приучил себя вызывать образ этого пана Президента, что как только его обидят, сразу же начинает разговаривать с предметом своей фантазии. Тем не менее мальчик критически относится к пану Президенту, сознавая, что ьто плод его воображения, но плод приятный и утешающий. Мальчик не хочет, чтобы «выбили из головы» образ его защитника, он не желает идти к детскому психиатру, на чем настаивает,, отец. Когда же ребенок оказался в кабинете врача и тот ласково поговорил с Яцеком, выяснилось, что пан Президент — реакция на равнодушное отношение взрослых к этому мальчику. Для того, чтобы Яцек перестал вызывать у себя образ этого пана Президента,— необходимо, чтобы родители нежнее относились к ребенку, уделяли ему больше внимания. Последнее, впрочем, родители вряд ли смогут сделать, слишком они погружены в свои заботы, в которых нет достаточного места бедному Яцеку.
В этих двух кинокартинах — итальянской и польской — показаны дети, чьи характеры постепенно меняются вследствие неправильного отношения к ним со стороны родителей. Нет, их не бьют, не унижают, не ставят голыми коленками на горох, не заставляют голодать, не выгоняют из дома, как это часто встречалось в прошлом, да и сейчас порой бывает. Эти дети получают все, кроме человеческого тепла и внимания, а это тоже дефект воспитания, не менее тяжелый, чем предыдущие. Множество детей живут в условиях аналогичных Яцеко-вым, но у них не возникает такое стойкое компенсаторное фантазирование, да еще в такой гротескной форме. В чем дело, почему именно у Яцека возникли психические расстройства? В значительной степени это связало с личностными особенностями ребенка, с его богатой эмоциональностью и впечатлительностью.
Фильм о Яцеке вышел в 1961 году. Это была первая ласточка. Сейчас же мировой кинематограф переполнен похожими сюжетами. Эти фильмы помогают общественности лучше понять, к чемупрнводят хронические ссоры в семьях, неуважение и безразличие родителей к своим детям и друг другу.
Ребенок не может активно защищаться, он для этого слишком слаб, мал и неопытен. Но он всеравно борется за свое достоинство, за любовь взрослых, и эта борьба порой бывает настолько карикатурной и необычной, что в таких случаях без психиатра не обойтись.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio