О том, что в наши дни растет число людей с малой коммуникабельностью, с тревогой пишут не только публицисты и педагоги, но и медики и психолога. Истоки нарушенной контактности в детстве. И во многом тут повинны родители.
«Что будет с моим сыном, доктор, когда он пойдет в школу? Ведь он ни с кем не хочет играть, ни к кому не тянется, у него нет потребности общаться с детьми. У отца ребенка то же самое было в этом возрасте — такие у них все в роду мужчины. Дайте какое-нибудь лекарство, чтобы сделать мальчика более живым, более разговорчивым, общительным».
Такие или подобные просьбы приходится выслушивать многим врачам-психиатрам. Нарушения контактности очень часты во всех возрастных группах, а в детском н подростковом возрасте особенно. Способность к общению лежит в основе конституции человека, она закодирована в наследственном аппарате. И тем не менее есть много людей, у которых эта способность нарушена либо плохо выявляется. Чаще всего это связано с неверным воспитанием, когда родители культивируют в ребенке подозрительность, недоброжелательность, малую общительность. «С этим мальчиком не дружи: он плохой. И с этим: у него плохие родители. И с тем; у него брат плохой и т. д.», — учат одни родители своих детей. «Держи ухо востро, обманут тебя, лучше подальше от этих ребят держись, зря к себе в душу никого не пускай», — наставляют другие. Потом удивляются, почему дети выросли малообщительными, замкнутыми. Такое воспитание культивирует в детях определенные черты. Эти черты закрепляются и становятся постоян ной формой поведения детей. Ребенок в силу незрелости своей психики, неспособности сопротивляться давлению окружающих, не имея своего собственного мнения, не может сам решить, что правильно, а что нет из того, чему учат его старшие. Подросток, видя, что у его родителей мало друзей, что к ним никто не приходит и им не к кому пойти в праздники, что они изолированы от окружающих (не важно по чьей вине), впитывает в себя подобные отношения с людьми и, когда вырастает, ведет себя так же, как и его родители.
Неверное воспитание тем более отражается на детях, у которых уже имеется какая-либо неполноценность нервной системы, у которых уже есть то или иное нарушение психики.
Есть такие расстройства, при которых слегка нарушается в первую очередь функция ретикулярной формации, т. е. того участка мозга, который как бы активизирует наше поведение, наши эмоции. Это своеобразный мотор нашей души, который делает одних людей более активными, жизнерадостными, общительными и продуктивными, а других молчаливыми, бы-строустающими, пассивными, потерявшими вкус к жизни. Ретикулярная формация поражается при многих заболеваниях центральной нервной системы (в гом числе и вследствие патологии беременности, родов, первых лет жизни), в дальнейшем она в большинстве случаев начинает функционировать нормально и никаких отклонений уже не обнаруживает. У детей часты ее дефекты, которые с возрастом обычно бесследно проходят.
Представим, что ребенка, малообщительного и замкнутого, начинают еще и соответствующим образом воспитывать. Естественно, что такое воспитание может лишь усугубить уже имеющиеся особенности поведения. Но пройдет 4—5 лет, и недостатки, вызванные поражением ретикулярной формации, скомпенсируются (а если лечить, то намного раньше) и у ребенка обнаружится повышенная тяга к общемию с детьми, но вследствие уродливого воспитания он будет подавлять в себе потребность в общении, а потом по прошествии многих лет окружающие будут удивляться, откуда у него такой нелюдимый и нещедрый характер.