Так уж сложилось испокон веков. Одни обычаи поминовения предков остались на Руси, от язычества, другие от православия, третьи возникли из истории народа. Дмитриевская родительская суббота и есть одна из тех, что остались в нашей исторической памяти.
Восьмое сентября 1380 года. Куликовская битва. Победа. Смерть 20 тысяч русских воинов (каждый третий) цена победы. Шесть дней хоронили тела убитых. По возвращении в Москву были установлены день поминовения всех усопших и неделя поминовения: родительская, дедова. Особенно на Руси почиталась Дмитриевская суббота, суббота перед днем 8 ноября.
5 ноября, суббота — Дмитриевская, родительская.
Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богродицы, а возвратились воины в Москву ко дню Покрова Богородици. В 1395 году Тамерлан уводит свои войска из-под Москвы: в Москву из Владимира была доставлена икона Владимирской Богоматери. Через два века, в 1612 году, икона Казанской Божьей Матери способствует освобождению Москвы от польско-литовских войск. Еще через два века, в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов собственноручно завернув в шинель, выносит из Казанского собора чудотворную икону Казанской Божьей Матери, и вскоре французы терпят поражение.
Мистика? Совпадение случайностей? Избирательная память рода? Как бы там ни было, любой из этих исторических фактов мог стать и стал основой для праздника. И сколько бы ни было в православных святцах имен, причисленных к лику святых, образ Богородицы остается главным на Руси.
4 ноября - день иконы Пресвятой Богородицы Казанской.
Установлен в память освобождения Москвы в 1612 году от польско-литовских интервентов. Казанцы, прибывшие на подмогу Минину и Пожарскому, принесли с собой чудотворную икону Казанской Божьей Матери. (Праздник обретения чудотворного образа в 1579г. празднуется 21 июля - летняя Казанская). К сожалению, икона эта утеряна для нас, пожалуй, навсегда 1922 году во время изъятия церковных ценностей советским правительством она исчезла. В 60-е годы была обнаружена в Лондоне в частной коллекции, а в 1964 году её экспонировали в Нью-Йорке на Всемирной выставке.
Бытование образа Богородицы в крестьянской среде зримо и ясно. И в то же время сокровенно и интимно. К ней обращались с молитвой о защите, покровительстве, помощи. Как Параскева- Пятница - «бабья святая», заступница, так и Богородица, благородная, возвыщенная, но заступница, во многом заменившая свою предшественницу и конкурентку - Пятницу. Потому в народе и считали: кто на Казанскую (осеннюю) женится, тот будет счастлив. Да и то: до Филиповского поста (27 ноября) осталось чуть больше трех недель. Успеешь - отыграешь хлебосольную, сытую осеннюю свадьбу.
На Казанскую возвращались с отхожего промысла все крестьяне, подряжавшиеся на строительные работы.
Замечали: если дождь в этот день, то за ним сразу зима. А если на Покров (14 октября) был снег, то на Дмитриев день будет непременно.