По всей России — святки. Россия празднует — не работает. День прибывает, ночь отступает. Бог, на радостях от рождения сына, выпустил с того света мертвых и нечистую силу. И с одной стороны, вечера святые, так как запрещено работать; а с другой — страшные вечера. Именно с заходом солнца активизируется нечисть, Потому и принимает православный любого гостя в доме: душа умершего в любом облике может явиться; сжигает крестьянин во дворе воз соломы — «греет покойников», чтобы угодить им; терпит выходки ряженых колядовщиков, изображающих нечисть. Святые, «страшные вечера».
13 января. Маланья.
Канун Васильева дня. Канун Нового года.
Старались до наступления Нового года избавиться от всего ненужного и дурного и войти в новый год щедрым, добрым, хлебосольным. Очень верили, что «как начнется новый год, таким будет целый год».
Зарезанные накануне свиньи, обжаренные и аппетитные, подавались к вечернему праздничному столу. Подняв блюдо с поросенком, глава семьи приговаривал; «Чтоб свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Все у нас есть! Щедрые мы, хлебосольные! И весь год будет таким!
После еды хозяин предлагал кому-нибудь из домашних отнести кости съеденного поросенка в хлев. Но смечьчаки находились редко: страшно!
А на улице — ряженые, колядовщики. Юноши, девушки, дети заходят в избы, «посевают»:
«Сею. вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!»
И бросают зерно во все углы избы, и желают плодородия и изобилия в наступающем году.
А девушки гадают о женихах. И будут гадать до Крещения (19 января).
Но и в праздном настроении не забывал крестьянин приметить погоду. «Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов».
14января. Васильев день. Новый год.
С Рождества не прекращаются разнообразные гадания. Под Новый год и в Новый год — они повсеместны. Не только у девушек, но и у парней.
И парни и девушки в полночь идут к чьему-либо двору, снимают пояс и хлещут им три раза о верею (столб, врытый в землю, к которому прикреплены ворота двора), каждый раз приговаривая:
«Верея, верея,
Покажи мою суженую (невесту).
Пояс, пояс,
Покажи мой суженый поезд (свадебный поезд)»
А перед сном расстилают пояс поперек постели и спят на нем. Во сне надеются увидеть свою невесту и свою свадьбу.
Девушки в течение дня несколько раз переодевались во все новое. Чтобы у всех всегда были обновы.
А пожилой и житейский народ присматривается к суточным переменам в погоде.
Если на Новый год небо звездное — к урожаю.
Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — урожай гороха и чечевицы.
В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю.
Но в то же время на Урале: если в Новый год тепло — рожь будет хороша.
Отстоявшиеся и отслеженные приметы крестьянин прошлого века относил именно к Васильеву дню, который совпадал с Новым годом. Поэтому и мне кажется логичным поместить погодные приметы новогоднего дня именно 14 января по новому стилю.
Васильева ночь звездиста — лето ягодисто.
Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов.
По январю судили о лете.
Если январь в прошлом году был тёплым, то январь этого года будет холоднее.
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени.Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
15 января. Сильвестр.
Куриный день — куриный праздник. И если на «куриный праздник Кузьмы и Демьяна» (14 ноября) куриному «населению» рубили головы, то 15 января его обихаживают: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены, защищают от нечистой силы: вывешивают «куриного бога», «Кури-ный бог» представляет собой камень с отверстием или горшок, кувшин без дна. Помещают его над нашестом на шесте: чтобы «бог» был «над» паствой. Все это делалось для того, чтобы куры хорошо неслись и были целы.
В этот же день заговаривали лихоманку-трясею, то есть лихорадку.