«Первый тайм» Россия отрожала. Осенне-зимняя братва расселилась по люлькам и зыбкам, явив себя миру звонкими криками, и мокрыми пелёнками. «Второй тайм» начнётся в январе: это будут «послепасхальные» дети.
И Рождественский пост («филипповки»), и Великий запрещали близость между супругами, а потому дети задумывались родителями в промежутках между постами: от Крещения (19 января) до Прощёного воскресенья (Масленицы) и от Пасхи до интенсивных полевых работ.
23 декабря.
Кричит младенческая Россия — бессонница у неё. Почему? То ли потому, что ночь длинна, а есть хочется и ночью, и зовёт уставшую мать-кормилицу пока ещё не разумное чадо. То ли холодно и страшно ребёнку? То ли ночница, щекотиха-будиха коснулась беззащитного дитяти? И до этого дня плакали дети, и после будут плакать. Но почему-то в этот день умученные мамы начинают решительное наступление на бессонницу.
Обязательно творили молитву и перекрещивали ребенка перед сном (сам-то не мог: мал). После захода солнца не качали пустую люльку. С наступлением ночи предосторожности увеличивались: именно ночью, ведь, нечисть и ведёт свою диверсионную работе, как всякий враг. Поэтому воду после купания ребёнка не выливали во двор (дома и стены помогают, а за пределами — все в руках нечистой силы); не оставляли на ночь пелёнки во дворе. Вечером никому, даже самым близким, не давали из дома хлебную лопату и жар из печи. Не позволялось в присутствии ребёнка упоминать зайца или называть ребёнка «зайчиком». Существовало поверье, что заяц либо совсем не спит, либо спит с открытыми глазами.
Чтобы нечисть не проникла в дом, крестили окна и двери… кочергой и оставляли её на ночь под колыбелью. Оберегали ребёнка от бессонницы металлические или колющие предметы: нож, топор, игла, спица, веретено и т. д. Их клали под подушку. С внешней стороны дверей выставляли перевёрнутую прутьями вверх метлу, а на матицу (несущую балку потолка) подвешивали веник. Даже собирали со всех углов дома мусор и подсыпали его в зыбку или клали под подушку. Если уж и это не помогало, то окуривали люльку тмином или укропом, а самого «бессонщика» — свечой, побывавшей в руках умирающего. А на дальних подступах к зыбке — на пороге дома — оставляли освящённую вербу; посыпали постель и порог дома сушеными цветами дремы.
Попробуй, пройди такое заграждение, бессонница!
25 декабря. Спиридон-солнцеворот.
Всё. Не будет ночей длиннее. Дело — к лету. Да, да! Наши предки-язычники так и делили год на две половины: с увеличением дня солнце разворачивалось на лето (с декабря), с уменьшением — на зиму (с июня). Сама мысль о лете уже согревает. «После Спиридона, хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк».
«Темнота» (ночь), «холод», «голод», «смерть» — для наших предков были понятиями одного порядка. Существовал мифический персонаж: Мара (Морена), связанный со смертью и сопутствующий ей. Сопоставьте: смерть. сомерть (смерд), умереть, сумерки, сумрак, мрак, морока, морок, мороз... А жизнь порождали и оберегали противоположные явления и понятия: свет и тепло. И всё, что связано с ними, что содействует их появлению и длительности, было очень важно. Потому и прожил десяток веков языческий обычай: жечь костры в честь, животворящего солнца в день солнцеворота. Да ещё скатывали с горы колесо и сжигали у проруби:
Колесо, гори, катись,
С весной красною вернись!
Если хотите добраться до места с ветерком, не дорого, не боясь за свою безопасность, Вам надо вызвать такси Москве. Лучшие водители и самые удобные машины только для Вас!