Желание весны, тоска по ней, не приближают и не удаляют весну. Она придёт в своё время: бархатно зазеленеют озимые, чистые матовые травы потянутся к солнцу, раскроются первые жёлтые и синие цветы, лопнут почки с лаковыми листочками – всё возрадуется.
Что это чудо обязательно будет – нет сомнения. Но – когда? Скорее бы!
И хотя в раннем приходе весны есть свои минусы, крестьянин сейчас не думает об этом. Тепло и трава ему сейчас нужны. Вот и торопит он весну, молится о ней, гадает по приметам: ранней будет или нет? Бурной или затяжной? Перебирает и сопоставляет свои заметы.
Богоявленье (19 января) было под полный месяц, значит жди больших разливов. И снега большие и высокие – бурного половодья не избежать. Да и метели не было на Богоявленье, а стало быть и на Пасху не будет её, а это значит : весна не затянется.
Но ведь на Афанасия (31 января) в полдень не было солнца – значит всё-таки весна поздняя? И пасмурное начало февраля будто бы подтверждает это. А вот на Тимофея-полузимника (4 февраля) было солнечно и на Сретенье (15 февраля) не было метелей – значит всё же ранняя весна? А мягкий, тёплый февраль – против этой приметы. Дай, Бог, чтобы весна хотя бы во время пришла, не поздно.
А как подтвердит прогноз день 9 марта?
9 марта. День обретения головы Иоанна Предтечи.
Для нашего сегодняшнего мирского слуха странно звучат эти слова: «обретение главы». Но библейская легенда утверждает, что Иоанн Предтеча (или Иоанн Креститель) трижды «обретал голову». Первый и второй раз именно 24 февраля по старому стилю или 9(8) марта по новому. «Обретению» предшествовало «усекновение» головы по приказу царя Ирода: Ирод приказал отрубить Иоанну голову и подарил её (голову) своей дочери Соломее за прекрасно исполненный ею танец.
O tempora, o mores! ( О времена, о нравы! )
Как бы там ни было, но Иоанн Креститель – святой, почитаемый и православной церковью и русским крестьянством. Семь дней в году посвящены ему. И 9 марта – один из них.
Русский крестьянин связывает этот день с поведением птиц. Во-первых: перелётные птицы покидают вырай (ирий или мифический рай – тёплые места), а зимующие «обретают» (начинают вить) гнёзда. Крестьяне обращали внимание: если птицы прилетают своевременно, то можно надеяться на хороший урожай хлебов; а если птицы вьют гнёзда на солнечной (южной ) стороне – жди холодного лета, и – наоборот.
Но всего важнее в этот день для крестьянина было заметить погоду. Если в этот день выпадал снег, то Пасха будет холодной (т. е. весна будет поздней). Но если сухо, то и на Святую неделю ( от вербного воскресения до Пасхи) будет сухо.
10 марта. Тарасий-кумошник.
Этот святой никакого отношения к кумовству не имел, а КУМАХОЙ называлась лихорадка. Именно с этого дня запрещалось спать днём (а русские люди любили, ох, любили! подремать после обеда) , иначе нападёт кумоха.
Как «коровья смерть» для скота, так весенние лихорадки – для человека. По народным поверьям кумаха живёт вместе со своими 12 сёстрами в дремучем лесу. Все они шастают по миру: знобят, « мучают грешное тело, ломают белые кости».
У русских крестьян существовал удивительно симпатичный в своём простодушии обычай. Заболевшие кумахой выходили на то место, где якобы в них поселилась кумаха. Сыпали вокруг себя ячневую крупу, раскланивались на все четыре стороны и говорили: «Прости,сторона, мать-сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот тебе кумаха!» снова раскланивались на все стороны и шли домой, уверенные, что теперь будут здоровы. Какое доверие земле! Возьми болячку и прости: на то и мать.