До Рождества Христова остается чуть больше недели , у людей приятные святочные заботы.
Гудят посиделки. И матери не ругают дочерей-прях за низкую производительность труда: игры там, веселье; готовят костюмы и репетируют сцены, идет выбор женихов и невест: после Крещения начнутся свадьбы.
В банях бабки-повитухи принимают роды. Кричат от удивления младенцы, а их оберегают от сглаза и порчи. Матери радуются и совершают обряды от бессонницы детей. Дети катаются с горок, строят снежные городки, играют в бабки. Мужики заняты нетягостным зимним делом: возят дрова, сено, тачают, плетут, ремонтируют. И не упускают возможности попировать.
31 декабря (18 декабря ст. стиля) — Модест.
И день мученика Севастьяна и Симеона праведного Верхотурского. Но так как архиепископ Иерусалимский Модест почитался покровителем скота, то в этот день в селах мужчины устраивали братчины с обильным угощением мясом и пивом. Мужики пьют как по графику: 5 декабря — братчины в честь начала зимнего извоза, 19 декабря — никольщина, 31 — Модест, скот забивали, а впереди Рождество 7-го, да Новый год 14-го (1-го по старому стилю). Да и то: самое время бить скот, пока он вес не потерял, нагулянный за лето и осень.
«А поутру они проснулись» (Шукшин В.М.), мужики, а не календаре былоуже 19 декабря (по ст. стилю) .
1 января — день мученика Вонифатия.
Житие святого Вонифатия свидетельствует о том, что первоначально он был пьяницей, но затем избавился от этой пагубной страсти и стал «исповедником имени Господня». И почитался в народе Вонифатий как целитель от пьянства. И молились ему мужики после братчин об избавлении от запоя.
Естественно, что первые мысли крестьянина в первый день нового года о хлебе. Хлеб — это жизнь. А потому и творили обряды-приметы, обряды-прогнозы о погоде и урожае. Брали луковицу, очищали, вынимали 12 «чашечек» по количеству месяцев, насыпали в них соли и ставили на окно на ночь под Новый год. Утром смотрели: в какой чашечке и в какой степени увлажнилась соль или нет, тот месяц и будет влажный, дождливый или сухой.
В новогоднее утро выдергивали зубами былинки из необмолоченного хлеба. Если выдернется былинка с колосом, полным зерном, быть году урожайным, с тощим — неурожайным.
Естественно, серьезно, без ёрничества гадали о собственной жизни в будущем году: быть или не быть? Члены семьи брали по прутку, ставили рядом во дворе. Утром смотрели: чей прутик упал — поставивший его умрет в наступившем году. Или же наливали воды в ложки по числу членов семьи и в канун Нового года выставляли на ночь на мороз. В чьей ложке вода утром окажется замёрзшей ямкой, лункой — тот умрет, у кого бугром — долго проживет.
А уж гаданий под Новый год такое множество, что одно перечисление их заняло бы целую страницу, Среди довольно-таки известных — бросание башмачка, счётное зерно (чет-нечет, замуж — не замуж), смотрение в зеркало при свечах — есть ещё гадания под подблюдные песни, гадания с тараканами, льют воск, олово, свинец, жгут лучины, слушают, с какой стороны лай, и т.д. и т.п. Много!
Вот к примеру: целуют ночью косяк у двери. Утром ждут, кто войдет первым из посторонних в избу: молодой человек — таким именем жениха будут звать, старый — свёкра, старая — свекровь.
Дети под Новый год ходили «посевать». Заходили в избу, бросали зерно во все стороны, напевая речетативом: