Покатилось
красно солнышко под гору, поворотило на зиму. Вон, точно над той березой
показывалось утром солнце, а теперь — правее от березы. Садилось-опускалось
за тот холм, а теперь за него слева. Почти незаметно, но дни становятся
короче.
С именем
Тихон и связывал крестьянин общее утишение: замедление, прекращение. "На
Тихона солнце вдет тише". На Тихона певчие птицы затихают (кроме соловья и
кукушки). Брачные игры у птиц к этому времени заканчиваются: птенцами заняты.
С Федора
Стратилата (21 июня) до конца июня по России «толоки», «помочи» — взаимопомощь
по вывозу навоза на вспаханные пустующие поля (поля «под паром ).
К этому
же дню заканчивался повсеместно сев ярового (весеннего посева) хлеба.
К
святому Тихону обращались за помощью от зубной боли: « Святой Тихон, утиши,
господи, болезни и все недуги зубные!» И уж если не помогал Тихон, а боль сводила
с ума, подходили к рябине, грызли ее. умоляли-грозили: «Рябина, рябина, вылечи
мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу». Помоги, Господи! Утиши боли наши!
30 нюня. Мануил.
Празднование Ярилы, прощание с ним кое-где проходило за неделю до Ивана
Купалы (7 июля). В Ниже-городье бьп торговый день и крестьянские гулянья,
которые назывались в народе «Молодой Ярило». А в базарный день, перед самым
Ивановым днем, снова торговый базарный день и гулянье, которое называюсь
«Старый Ярило» . Проходили эти праздники по тем же правилам-обычаям, как и в
других областях России.
1 июля. Федул.
(Федул на двор заглянул: пора серпы зубрить, к жнитвам готовиться
загодя».
Сенокос...
На юге уже идет, в Центральной России начинается, а на Севере к нему готовятся.
Несколькими днями тут не обойдешься. И
собирались крестьяне на сенокос как в поход, выезжали семьями, с детьми, с
продуктами — дней на двадцать. Ставили все шалаши рядом — станом, табором,
Около каждого шалаша подвешивался котел для
варки пищи, и начиналась сенокосная страда.
„Страда означает: «трудная, изнурительная
работа". Так оно и было. Но при всем при том сенокос превращался в
праздник. ’При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из
приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье посте
утомительного зноя, благоуханный воздух лугов — все вместе имеет что-то
обаятельное, отрадно действующее на душу» (М.М. Громыко).
По окончании сенокоса устраивался праздник всей
деревни. Выделяли часть луга, а сено с нее продавали. Вырученные деньги были
общими. На них покупали чай, баранки, водку и устраивали «мирскую» (общую)
выпивку-праздник. На луг сбегалась вся деревня: пели, плясали-гуляли.
2 июля. Зосима.
Наступил
июль — макушка лета. Июль противостоит в году январю.
А значит, погоды похожи. И вспоминал крестьянин,
каким не был январь.’ Спорили у сенокосных шалашей, вечерних костров: разваливать
завтра копны сушить или будет дождь и копны не надо трогать? Уточняли более
близкими приметами: на рог молодого месяца еще неделю назад можно было
повесить (мысленно) ведро с водой, и оно не соскальзываю, не опрокидываюсь.
Приходили к выводу: посмотрим утром, будет туман стелиться по воде — будет
хорошая погода, будем копны разваливать, А тут новость от пасечников-пчельников
приходила: пчелы сидят на стенках улья — быть сильной жаре.
Зосима и
Савва — покровители пчел. А пчела самая почитаемая человеком Божье создание: и
трудяга, и умна, и справедлива. <На что хитра гад-змея подколодная, а пчелка,
Божья пташка, и ее перемудрит!» «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает!»
Даже сам грозный Илья-пророк не может громом-молнией ударить в пчелиный улей,
даже если за ним укрывается нечистый дух. А ведь человека гроза в поле
убивает именно потому, что в него в этом время спрятался нечистый от Ильи. И
Илья жертвует человеком ради истребления нечистой силы. Так полагали в
народе.
Зосима. Пчелы работают. Пчелымед запасают.
.3 июля. Мефодий-перепелятник.
Охота на
перепелов больше барское занятие. Но и крестьяне походя и умело заниматись
этим промыслом: и силки поставят расчетливо, и из ружьишка не пальнут попусту.
Перепела к этому времени сытые, тяжелые —
взлетают неохотно и. пролетая несколько метров, снова садятся. Замечали
перепелятники: где много тенетника-паутины, там много перепелов.
А крестьянин-земледелец замечал: спрятал паук тенета
— быть дождю, «штопает» дыры в паутине или новую вьет—к хорошей погоде.
Хоть и
сенокосная пора, но дожди в это время ох, как нужны. «Просите, дети, дождя до
Ивана Купалы, а после Ивана я и сам упрошу!, — говорили крестьяне.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio