Пробуждаются все: от малой до большой твари. Приходит в себя, входит в жизнь. Бабочки, мухи, мушки: накануне медведь из берлоги вышел. А теперь и лису выгнала из норы талая вода. Нашла она новую, посуше, или вырыла и сидит неподвижно. Старые врали-охотники говорят, что на лису в эти дни нападает куриная слепота: «Три дня, три ночи не видит хитрый зверь ни темноты, ни света Божьего — сидит на новом гнездовище да дремлет, покуда ему ворона не станет клевать головы». (А.А. Коринфский)
Мартынов день во многих местностях России считался «вороньим праздником». Правильно сказать бы: «вороновым» праздником, днем ворона, а не вороны.
Ворон — птица вещая и зловещая. Много видит, много знает-помнит. Этакий носитель злой мудрости и дурного предзнаменования, «Ты не вейся, черный ворон, над моею головой...» И уж если каркает ворон, то к беде. На церкви сидит каркает — быть покойнику на селе: на избе каркает — к покойнику во дворе. Даже если пролетит через какой двор эта зловещая демоническая птица, и там не быть добру.
В Мартынов день каждый старый ворон отпускает своих годовалых воронят на отдельное гнездо.
28 апреля. Пуд.
При благоприятной погоде «на Пуда» доставали пчёл из-под спуда. Это на юге России. В средней полосе осматривали омшаники (помещение для зимовки пчел), прислушивались к гудению пчел. Через несколько дней и их вынесут на вольный воздух.
29 апреля. Ирина-рассадница, урви берега.
Уж к этому времени лед держится только у берегов рек, но и его время пришло; отрывает Ирина припай, льдины от берега, уносит на стрежень вскрывшейся реки. Так в Центральной России. А в Сибири к этому дню только ждут вскрытия рек.
На юге России высаживают в грядки капустную рассаду, а в северной это произойдет только к 18 мая, на другую Ирину-рассадницу.
30 апреля. Зосима-пчельник.
В южных областях России в этот день вывозили пчел на пасеки. Пчела — «божья птаха», «божья работница». Уважение к ней — вечное и глубокое. За труд и пользу, за безгрешность, за достоинство. Поэтому обычай вывоза "пчел обставлен как ритуал.
Посреди пасеки устанавливался стол, покрытый чистой скатертью. На нем — хлеб, соль, черепок с жаром, богоявленская (крещенская) вода, свеча от пасхальной утрени. Помолись, обходили с зажженной свечой пасеку, кропили ее богоявленской водой. Над дверью, через которую вносили ульи на пасеку, вбивали кол и произносили Молитву-заклинание.
1 мая. Кузьма.
«Май холодный — год хлебородный».
«Сколько дождей в мае, столько лет быть урожаю».
В мае всегда бывает период холодов. «Когда цветет черемуха - всегда живет холод». А меж тем в мае соловей запевает.
А с Кузьмы начинали сеять морковь и свеклу. Некоторые крестьяне смачивали семена в родниковой воде рано поутру, опустив предварительно в родник медные деньги. Другие смачивали в обыкновенной речной воде на трех утренних зорях. Но и те, и другие втайне от посторонних глаз.
Кроты уже накопали холмики чёрной сочной земли. Лягушки подали голос. Пора бросать семя.
На зазеленевших холмах и горках – молодёжь. Нарядная, яркая, весенняя.
Сегодня – первое воскресенье после Пасхи. Фомино воскресенье. Библейская легенда рассказывает о том, что один из одиннадцати учеников Христа – Фома – не поверил в его воскресение: пока, мол, сам не потрогаю раны на руках и ногах Христа – не поверю. Пришлось Христу через неделю вернуться на землю, совершить Антипасху – обратный переход с небес. Фома удостоверился. Так появились Фомино воскресенье и «Фома неверующий».
На Фомино воскресенье молодёжь празднует Красную горку.
Но при чём тут горка? То , что она «красная» - объяснимо: красна девица, девица-краса – красивая, значит, Красная площадь – ясно.
А – горка?
Не по низким берегам рек укоренялись поселения славян, а по высоким. Не в ложбинах были места молений языческим богам, а на холмах. Внизу – беды: долгая зима, разливы, разрушения, подступающие к стенам города враги. Вверху – спасение и благо.
Холмы первыми открываются солнцу и теплу. С высоты легче обороняться. Высота – благо и защита.
В подсознание наше вошло превосходство высокого над низким. Сначала как физическое превосходство, а потом – и как нравственное. «На высоком холме», «высокий терем», «высокий человек», «высокие мысли». Не может быть полёта мысли в овраге.
И вот – Красная горка. Красная – потому что восхитительна своей свежей, лаково отливающей зеленью. А горка – ближе к небу – благо.
С восходом солнца собирался на холме девичий хоровод во главе с хороводницей. «Здравствуй, красное солнышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся!.. Я, девушка (каждая называла собственное имя) путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю». Хоровод повторял каждое слово за хороводницей, вставляя в этот «солнечный» заговор имена полюбившихся парней.
Так начиналась Красная горка: с моления о женихе. О суженом. Ждали признание в любви девушке от любимого, суженного.
Весенние работы – вот они, у порога. Неделя-две у заневестившихся девушек и созревших женихов. А потом внимание и силы заберёт матушка-земля. И очень возможно, что не по любви уже выбирает себе пару парень, а по необходимости: позарез нужны семье молодые руки и сила.
2 мая. Иоанн Ветхопещерник.
Крестьянки в этот день, закончив ткать холсты, выносили куски холста («обетные концы») в поле, раскланивались на все стороны и. обращаясь на восток, говорили: »Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!» Расстилали конец холста по лугу, клали на него пирог и уходили домой. Надеялись, что матушка-весна оденется в новину, а за почтительные хлеб-соль поможет уродить изобильный лен и коноплю.
3 мая. Федор.
Вторник Фоминой недели. Радоница. Или – Радуница.
Поминки по усопшим. Собственно, вся Фомина неделя – неделя весенних поминок, в течение которой на кладбищах всегда много народу. Но, как правило, начинают поминать во вторник.
Уважение к памяти предков – черта российская, национальная. Не зря же Пушкин писал о любви «к отеческим гробам». В разное время года люди посещают могилы своих близких по разным причинам индивидуально. Но несколько раз в год вся Россия поминает умерших..На Рождество жгут костры, «греют покойников»; в Дмитриевскую субботу, в ноябре – тоже всеобщие поминки; на Пасху, после заутрени, ходят на кладбище; в начале мая посещают погосты. Ну и, естественно, на Радоницу.
На могилки приносят пасхальную еду. Плачут-причитают. Крошат хлеб, куличи, яйца – угощают родительские душеньки, «христосуются» с родителями; поливают могилы вином. Остатки трапезы раздают нищим.
На Радоницу ждали дождей. Многие были уверены в том, что «не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло бы хоть одной капельки дождя. Девушки при первом громе на Радоницу старались умыться дождём «через серебряные кольца» - для сохранения красоты и молодости.
Фомина неделя часто совпадала со временем вспашки, поэтому о Радонице говорили: «На Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут (веселятся)»
День 3 мая – ещё и день преподобного Фёдора.
Каким образом, по каким мотивам пророс, взошел и укоренился в этот день обычай — совершенно непонятно. Но именно в этот день каждый год пожилые женщины и старухи «окликали родителей» на могилках. Полагали, что именно в этот день покойники скорбят о прежней жизни и желают повидаться с родными.
То есть: если бы Радоница не совпала с этим днём, люди всё равно пришли бы на кладбище поминать родителей.
Что туг сказать? Мы помним о вас, мы тоскуем о вас. Нам плохо без вас. Но жизнь продолжается. И я поздравляю именинников недели:
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio