Трещат крещенские морозы. Люди обсуждают вчерашнее водосвятие и смотр невест. Когда-то давно смотры проводились повсеместно, а в конце прошлого века — только в глубине патриархальной России, где браки устраивались по выбору родителей.
Кроме смотрин у Иордани они происходят и в церкви во время литургии, и на городской площади, где катаются матери с дочками. Парни стоят стеной, наблюдают. Невесты наряжены в лучшие платья, разрумянены. Каждая из них старается приглянуться, понравиться, а потому выставляет напоказ и подчёркивает свои достоинства. Славят себя. Потому и прозывались «славушницами». Между «славушницами» прохаживаются дозревшие женихи с родителями. Выбирают суженую. А на девках-то кроме нижней рубахи еще четыре-пять разукрашенных, да сарафан, да три-четыре передника — всё это шито-вышито. На всё это великолепие надевалась овчинная шубка, опушённая мехом. Вот какие мы богатые!
Матери женихов без стеснения поднимают «славушницам» полы шуб, изучают передники и рубашки, вплоть до нижней. А как же! Надо видеть умение «славушницы» ткать, шить, вышивать, надо знать ее материальное обеспечение. Мало того, берут девиц за руки (а те обязательно без рукавиц, с голыми ладошками стоят) — не холодны ли? Ведь даже если претендентка подходит по всем качествам, а руки холодны — не возьмут зябкую. Зябкая не годится для трудной работы, особенно крестьянской.
20 января. Иоанн Предтеча.
Обсуждают вчерашние события. Снаряжают сватов те женихи, которые сделали свой выбор и приняли решение. Варят пиво. Свахи - нарасхват. Теперь до самой Масленицы не остановятся свадебные санные поезда.
Начало зимнего мясоеда, время, когда можно есть всё и, естественно, любое мясо.
Кончились гадания, начались страдания.
Полку России прибывает: пошли дети весенне-летнего призыва, задуманные родителями до летней страды. Как просто и мудро регулировали посты появление осенних и зимних младенцев. Как естествен и целесообразен цикл: сначала рожает земля, затем - люди, после них - домашняя скотина, и - новый посев семени.
21 января. Емельян.
И до Емельяна и после, да почти круглый год, крестили на Руси младенцев. Обычно на восьмой день после рождения. Иногда - в сороковой. Крестили обычно в церкви. Священник возлагал на шеи восприемников (крёстному отцу и крёстной матери - из родственников) белые платки и связывал
концы их. По окончании обряда платки снимались и оставались в церкви.
Священник окунал младенца три раза в купель (в воду), нарекал именем того или иного святого этого дня, дня крещения, и передавал в руки крестных.
И вот на Емельяна угощают кума с кумой (крёстных), полагая, что это приносит здоровье детям. Кум и кума приносят в подарок брусок мыла и полотенце. Вручают их родителям и при этом говорят: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильцо для крестника».
При первом же купании ребенка пользовались этим мылом. Окатывая водой малыша, говорили: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба божия Ивана (имя ре-бенка), на чистоту его, на красоту его». Или же: «С гуся вода, с Иванушки худоба!"
23 января. Григорий — летоуказатель.
Снова будни зимние да прежние заботы. И взгляд на лето. Иней на стогах — к мокрому лету. Это одна из примет. А крестьянин с октября уже гадает о лете: первый сухой снег обещал хорошее лето. В ноябре о лете гадали
на Матрёну зимнюю (22): иней на Матрёну — к урожаю овса, дождь — к урожаю пшеницы.
А вот декабрьский взгляд на лето. Если 3 и 6 декабря шёл снег, то 3 и 6 июня будет дождь: иней же до Николы зимнего (19 декабря) - к урожаю, особенно овса.
На лето указывали и первые дни января и последний день декабря. 31 декабря указывал на июнь, 1 января — на июль, 2 января — на август. Каковы эти дни, какие перемены — такова погода в летние месяцы.
Компания «ЮниСтальПром» предлогает огромный ассортиент любого металла: профильная труба, метизы, листовой прокат, рельсы, нержавейка, а также цветные металлы и всё это можно купить в любом количестве и по дешёвым ценам.