Дуют теплые ветры. В серых сухих проталинах зарождается жизнь и зелень. Лесные ключи и ручьи черными тропинками выбегают к солнцу. Весна бесповоротна. Только не хватает точки в этой природном документе. Крестьянин ждёт ее. Грачи. Первую весеннюю птицу.
17 марта. Герасим-грачевник.
К этому дню обычно появляется на Руси грач. И крестьянин его не спутает ни с галкой, ни с вороной, ни г вороном. Посол хороших вестей всегда прекрасен, даже если черен и носат, как грач. Его ждут, этого посла весны, пекут хлебы в его честь, следят за его интимной жизнью, коли сразу на гнездо летит — будет дружная весна. А уж если сели грачи в "гнезда, то через три недели можно выходить на посев: трава быстрее пронзит влажную теплую землю — кончится бескормица для скота. Вот какая ванная птица — грач!
Радость встречи грачей не застит крестьянину ежедневных забот и напастей: кумаха «овечья одышка», кикимора, бой с которой мужик отложил до 17 марта. Помнит, про все он помнит. Помнит, какие неприятности доставляет эта паршивая, неряшливая баба: разбивает горшки, стучит вьюшкой, ощипывает кур, путает пряжу, бросается луковицами из подполья. Сколько можно терпеть!
Крестьянин достает клок верблюжьей шерсти. Где, у кого — неважно. Может, у знакомого колдуна, а может, впрок запасся на одной из ярмарок, увидев диковинное животное. Чем труднее добывать средство, тем дей-ственнее оно кажется.
Кладет этот клочок шерсти под шесток русской печи—и все. Конец кикиморе. Но если нет шерсти, тогда заговаривай: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!». Может, поможет.
18марта. Кокон-огородник. С этого дня, где возможно, начинали копать огороды. Где невозможно—хотя бы «почин» делали, чтобы огород был «добр» и «овощу» было много.
В северных областях, в частности в Новгородской, «почин» состоял в том, что выкапы-вати лунки с приговором: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья для червей». Полагали, что огородная зелень не будет пос-ле этого страдать от засухи, мошки и червей.
С 18 марта у нас в этом году началась четвертая, серединная неделя поста. Ее называли средокрестной или крестопоклонной. Крестьяне, соблюдающие пост, охотнее всего говели в первую, средокрестную и страстную неделю (перед Светлым воскресением. Пасхой). Говение предполагало не только воздержание от скоромной пищи (пищи животного происхождения), но и посещение церкви для приготовления к исповеди и причастию. Готовясь к исповеди, т.е. к покаянию во всех: своих грехах перед исповедником (священником), говеющие старатись меньше говорить, читачи божественные книга, молились. А перед посещением церковной службы кланялись друг другу в ноги, «прося простить Христа ради согрешения».
Придя исповедоваться, крестьянин клал в блюдо, стоящее возле священника, мелкую монету, каялся, получат отпущение грехов и возвращался домой «очищенным».
Во время таинства причастия на верующего снисходила «божья благодать». Он принимал от священника просвиру (булочку) и вино и тем самым причащался.
К причастию готовились, как к празднику: надеВачи лучшие, а то и новые одежды; девушки расплетали косу, распуская волосы по плечам или связывая их в пучок.
После причастия считалось великим грехом «плевать, смеяться, ругаться, сердиться и ссориться, так как этим Можно отогнать от себя святого ангела, который бывает при человеке после принятия святых тайн» (С.В. Максимов).
20 марта, Василий-капельник. Если неделю назад Василий-капельник
был для южных районов, то .теперь пришел и в северные.
20 же марта — среда средокрестной. крестопоклонной недели. В этот день во всех крестьянских избах старашсь испечь специальное печенье в виде креста, сохи, бороны. В кресты же. которые пеклись по количеству членов семьи, хозяйки закладывачи куриное перышко, »чтоб куры велись», ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», человеческий волос, «чтобы голове было легче» и т.д.
Кое-где «кресты» использовати для гадания: запекали в них кусочек угля, монетку, лучинку, чаинку, зернышко. Смотрели, кош что попадало: уголек — к печати, зерно — к урожаю, лучина — гроб, чаинка — нечаян-ная жизнь, кусочек кирпича — плохое житье, монетка — богатство.
В среду ребятишки ходили по деревне по-здраатять всех с окончанием первой половины поста. Они оетанаачиватись у окон хозяев избы, пели специальные песни.
22 марта. Сороки, сорок мучеников. День сорока мучеников Севастийских в народе называтИ «сороки» (не птица, а цифра), а иногда «куликами». Хотя и птица эта вписана в присловья и поговорки: «На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек».
По народному поверью в этот день из жарких стран прилетает сорок птиц. Первая из них — жаворонок. «Бывает, уверяют опытные крестьяне, что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит
и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». (С.В. Максимов).
Можно предположить, что в языческую пору именно в эти дни праздновалась встреча весны (лета), потому что в .зги дни — весеннее равноденствие. Это был праздник Белеса, «скотьего бога», который впоследствии вытеснился Масленицей.
Сороки был. в сущности, детским праздником. Мамы накануне пекли из ржаной муки «жаворонков» — с крылышками, хохолками, а утром раздавали их детям. Дети с криками, смехом несли их на высокие места: холмы, пригорки, а то и на крышу атезати — ближе к небу, солнцу, птицам — и закликали жаворонков или весну:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Закликати несколько раз. в разных местах, по всей деревне. И так до обеда: Затем съедали «жаворонков», а голову остаачяли. Кончался праздник тем, что ребятишки целовались меж собой, поздраатяя с весенним праздником, расходились по домам и вручали головы «жаворонков» мамам: «На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий быт!»
Так же. как в «кресты», в "жаворонков" запекати предметы для гаданий: А кое-где за-пекати один предмет (как в «счастливый» пельмень). Ком}/ попадат Этот «жаворонок», тому выпадата честь разбросать первые при-горшни зерна во время начала сева.
Я поздравляю именинников средокрестнойнедети, времени весеннего равноденствия.
17марта: Василий. Вячеслав. Герасим. Даниил. Ульяна, Яков.
18марта: Ариадна. Правда. Федор. Константин.
19марта: Аркадий.
20марта: Евгений. Павел.
21марта: Афанасий.
Всего вам доброго и светлого!
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio