Все волжские городки прелестны. Так приятно бродить по их тихим улочкам, наслаждаясь ветерком с Волги и шумом деревьев. Ярославль не исключение. Он весь в пятиглавых церквях, похожих на суровые древнерусские соборы. Старинная часть города особенно хороша, кажется, что ты перенесся на несколько сотен лет назад: деревянные срубы, колодцы, мягкий говор жителей... Князь Ярослав Мудрый, правивший в незапамятные времена неподалеку, в Ростове Великом, и повелевший "срубить" город (назвав его своим именем), бесспорно, был человеком мудрым. Хотя бы потому, что решил строить поселение в таком удачном месте: на правом берегу Волги у впадения в нее реки Которосль. Исторический центр города находится как раз на стрелке.
"Медвежий угол" — пристанище разбойников
На Медведицком овраге, что спускается к Волге, в начале одиннадцатого века был построен деревянный кремль, положивший начало городу. Заселяли "медвежий угол" разбойники, чинившие громадный урон торговцам. Ведь именно на своих ладьях по Кото-росли торговцы везли товары в богатый и многолюдный Ростов. Чтобы обеспечить безопасный торговый путь по Волге и дальше — по Которосли, и был возведен городок с церковью и постоянным великокняжеским гарнизоном. А до этого дружина по приказу Ярослава уничтожила "гнездо" грабителей. Но существует и другая, окутанная поэтическим флером, легенда. Она повествует об одной инспекционной поездке великого князя по землям, примыкающим к Волге. И там, на стрелке, в глухом лесу на него напала медведица. Будучи человеком неробкого десятка, Ярослав отбился от зверя, убив его. В память о том счастливом избавлении от смертельной опасности князь будто бы и построил на этом месте город. Ярославль стал пограничным селением Ростово-Суздальского государства. О правдивости этой легенды говорит герб Ярославля, учрежденный императрицей Екатериной II в 1778 году: в серебряном щите медведь держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке. Уже в начале XIII столетия Ярославль "вышел" за границы крепости. Спасский монастырь — древнейшее сооружение города (о каменных постройках его упоминается в документах XIII века), охранял западные подступы к городу. Рядом располагалась главная переправа через Которосль. С севера город защищал Петровский монастырь, отстоящий от кремля в полутора километрах вверх по течению Волги.
Свидание со стариной глубокой
Впоследствии между кремлем и этими двумя монастырями треугольником и разрастался городской посад. Одна из старейших построек Спасского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он; сооружался в 1506 —1516 годах московскими зодчими на месте-древнего собора XIII века. Это — четырехстолповый храм на высокой подклети, с тремя главами.; Его внешний декор напоминает; облик Архангельского собора! Московского Кремля. В подклети находится усыпальница ярославских князей. В этом соборе, в 1790 году, в библиотеке архимандрита Быковского граф А. И. Мусин-Пушкин разыскал очень древнюю рукопись "Слово о полку Игореве". Со стрелки хорошо виден невысокий холм с одноглавой церковью Параскевы Пятницы. Это — Тугова гора ("гора печали" — от слова "тужить", "горевать") со старинным кладбищем, утонувшим в тени деревьев. Там 3 июля 1257 года произошло одно из самых кровопролитных сражений. Пройдет еще более века, и в 1380 году ярославская дружина выступит на левом фланге Дмитрия Донского и поможет одолеть хана Мамая на поле Куликовом.
Старинная церковь — поэма из камня
Церковь Ильи Пророка, где, кстати, пел молодой Собинов, стоит в самом центре главной площади. Она построена в 1647-50 годах по заказу богатых купцов, скупщиков ценной сибирской пушнины — братьев Аникея и Нифантея Скри-пиных. Скрипины были очень богаты и влиятельны, и с ними считался сам царь Алексей Михайлович. В1648 году Скрипины получили от государя подарок — очень ценную по тем временам реликвию — часть ризы Господней. Это был знак уважения торговому семейству, от которого в казну поступали неплохие деньги. После реконструкции Ярославля в 1778 году церковь Скрипиных стала центром административной площади. Площадь замыкает перспективу радиальных улиц, и украшает ее пятиглавый четырехстол-повый храм на высокой подклети. Главную церковь окружают широкие двухъярусные галереи с домо-образными крыльцами. Нарядная, стройная восьмигранная колокольня примыкает к северо-западному крылу галереи. А к юго-западному крылу галереи — Ризопо-ложенский придел, великолепный образец шатрового зодчества.
Группы кокошников на углах четверика и в основании шатра объединяют силуэт здания, создавая плавный переход от стен к восьмигранному завершению. Расположение окон удивительно гармонично вписывается в общую пирамидальную форму сооружения. Ряды горизонтальных выступов-перехватов на ребрах шатра отвлекают от монотонности больших глухих граней. Каким высоким мастерством и тонким художественным вкусом обладали средневековые ярославские зодчие, сотворившие это асимметричное чудо — совершенную поэму из камня!