Скоро математика. По утверждению многих, математика — один из наиболее сложных предметов в учебном плане начальных классов. Есть у этого предмета одна особенность. Как ни для какой другой дисциплины, здесь играет роль система знаний, отсутствие пробелов. Порой один только маленький штрих, с точки зрения взрослых совершенно простой вопрос, не до конца усвоенный ребенком, вызывает целый ряд трудностей, возникающих «цепочкой». Именно поэтому важно, чтобы каждый из поступающих в школу детей своевременно усвоил необходимый минимум знаний и был готов: к восприятию школьной программы. Этот предмет обладает «странным» свойством: поначалу все как будто бы идет гладко. Но вдруг в знаниях ребенка возникает пробел. В поисках начала этой’ беды иногда приходится делать значительный экскурс, в прошлое лишь только для того, чтобы отыскать тот первый камешек, на котором споткнулся человек.
Апрель. В школьном коридоре у двери кабинета директора чинно сидят будущие первоклассники с взволнованными папами и мамами. В кабинете идет запись детей в школу. За одним столом директор школы знакомится с родителями, за другим учительница беседует со своим будущим учеником. Прислушаемся к их разговору.
— Ты. умеешь считать?
— Умею. Хоть до ста?
— Кто тебя научил?
— Папа. Мы с ним всегда, считаем. Как собьюсь, забуду, он подсказывает или заставляет считать сначала, один, два...
— Скажи, пожалуйста, а сколько будет к одному, прибавить один?
— Три.
— Неправильно. Подумай, пожалуйста.
Алеша подпирает голову рукой, морщит лоб и до смешного становится похож на Смирнова-старшего, который сейчас не столько слушает вопросы, обращённые к нему, сколько «болеет» за сына.
Беседа с Алешей настораживает: счет для него только «считалочка» — набор слов, заученных в определенном порядке Совсем как те, которыми и мы с вами пользовались в детстве: «Эни-ки-беники-ели-вареники...»
О том, что ребенка нужно готовить к школе, в семье Алеши знали давно. Чуть ли не за 2 года до школы решили за это дело взяться всерьез. После работы папа усаживал Алешу рядом с собой и строго спрашивая: «Так сколько будет 2 и 3?» Голос его при этом не предвещал ничего особенно хорошего. Алеша молчал. «Думай! Думай!» — настаивал папа. Алеша подпирал голову рукой, хмурил лоб, топорщил белобрысые брови, тер затылок. Ответ не припоминался.
А потом у подъезда Алешиного дома появилось объяв¬ление: всех ребят, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 7 лет, приглашали записываться в школу. Именно тогда мы и столкнулись с будущим первоклассником Алексеем Смирновым в кабинете директора. Цель беседы с ребенком при записи в школу— выяснить степень его готовности к обучению и дать родителям рекомендации, как и чем в оставшееся время нужно заниматься с ребенком для того, чтобы вывести его на исходный уровень, который поможет ему справиться с программой первого года обучения.
Какой же запас знаний, умений и навыков должен быть усвоен ребенком до школы? Ответ на этот вопрос мы находим в Программе воспитания в детском саду.
1. Знание прямого и обратного счета в пределах 10, умейте отвечать на вопрос сколько? (количественный счет) и который? (Порядковый счет).
2. Умение назвать смежные числа к каждому из чисел первого десятка (предыдущий и последующие числа),
3. Знание состава чисел первого пятка.
4. Знание таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 5.
5. Умение разделить предмет на 2 или 4 равные части.
6. Понимание того, что целое больше его части, а часть меньше целого.
7. Умение решить простую задачу на сложение и вычитание в пределах 5.
8. Умение придумать простую задачу на сложение н вычитание в пределах 5.
9. Умение измерить длину, высоту, ширину, объем при помощи условной мерки: палочки, веревочки, проволочки и т. д : ложки, стакана, кружки и т. д.
10. Умение сравнить предметы по длине, высоте, ширине и объему.
11. Умение изобразить треугольник, четырехугольник, пятиугольник, круг, а также составить эти фигуры из готовых частей. Узнавать овал, шар, куб, цилиндр.
12. Умение расположить предметы, фигуры или изображения по признакам: между, ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа, сзади, впереди, над, под, за, перед.
Теперь рассмотрим этот перечень знаний, умений и навыков.
Счет. Какие требования предъявляет к этой части знаний школа? Самое основное — счет должен быть осознанным. Можно ли признать умение ребенка называть по порядку числительные от 1 до 10, 20 или 100 достаточной основой для восприятия математики в I классе? Что является основной мерой сознательности усвоения чисел натурального ряда? Как добиться неформального усвоения чисел натурального ряда — вот первый вопрос, в котором необходимо разобраться родителям до того, как состоится первый домашний «урок» математики.
Понятие числа составляет основу математики. Что же означают слова один, четыре, двадцать восемь? Только то, что рассматривается 1 предмет, 4 или 28 предметов. Это может быть 1 стрекоза и 1 трактор, 4 порции мороженого или 4 желания. Важно не то, какие это предметы, а только лишь то, сколько их.
В этой задаче написано «на 4 полки меньше», но нужно не вычитать, а складывать. Понятно ли это?
Обозначим полки первого столяра точками.
Теперь обозначим полки второго столяра. Это нужно сделать так, чтобы у первого столяра оказалось на 4 полки меньше, чем у второго. Когда ребенок закончит рисунок, нужно вместе с ним проверить, выполнено ли это условие. Если нет, пусть перерисует все.
Как видно, рисунок помогает и здесь. Если ребенку трудно перевести задачу на язык математики, пусть вначале переведет ее на язык точек, кружочков, палочек — на язык схематического рисунка.
Каждый решающий задачу делает это — представляет себе мысленно или на бумаге рисунок, схему задачи, старается сделать условие задачи более наглядным. И чем быстрее мы научим этому ребенка, тем легче ему будет учиться.
В учебнике I класса есть несколько задач, которые можно решать двумя способами. Например, задачи 292 (с. 140), 315 (с. 143), 345 (с. 147), 357 (с. 148) и т. д. Если способ, которым ваш ребенок решил задачу, вам кажется нерациональным, постарайтесь высказаться об этом осторожно: маленького школьника трудно убедить в необходимости отказаться от правильного, но своего способа, если вы уверены в том, то это необходимо. Если с ребенком в этом плане работать терпеливо, он постепенно привыкает смотреть с интересом и на решенную задачу: «Нельзя ли ее решить другим способом?»
Чтение и запись любых чисел от 0 до 100. Прочное знание таблицы сложения и использование, ее для нахождения суммы и разности. Умение правильно выполнять
сложение и вычитание в пределах 100 с использованием изученных приемов и применением знакомых учащимся свойств действий. Решение простейших задач на сложение и вычитание. Различение изображений на клетчатой бумаге отрезка, треугольника, четырехугольника, в частности прямоугольника. Измерение отрезков с помощью сантиметровой линейки. Умение начертить отре¬зок, длина которого выражается полным числом сантиметров.
Имение правильно выполнять устные вычисления в пределах 100 при решении примеров типа: 43-6, 98—5, 30+4, 50+26, 70-4, 80-36, 24+30, 78-20, 35+14, 86-23.
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio