Развитие ритма, плавности движения при письме — задача, которую за один год решить полностью не удается. Но работать над этим нужно. Овладение скорописью — один из надежных залогов успешного обучения в начальных классах.
В период обучения грамоте первоклассников готовят к овладению правописанием. Чем свободнее и устойчивее графический навык у первоклассника, тем легче он овладевает орфографией. И навыки чтения тесно связаны с письмом: чем лучше первоклассник читает, тем легче ему писать. На уроках развития речи при выполнении работ с элементами творчества несовершенство навыков письма нередко оказывается главной причиной того, что ребенок плохо справляется с творческими заданиями.
Сразу же после праздника Букваря у первоклассников начинаются уроки русского языка. Они заменяют в расписании уроки письма.
Значит ли это, что работа над почерком на этом заканчивается? Нет. До самого конца учебного года на каждом уроке русского языка техника письма будет отрабатываться в течение 7—10 минут. В одних случаях эти упражнения бывают общими для всех первоклассников. Тогда, как правило, они располагаются в тетрадях сразу после слов «Классная работа». В других — в середине или в самом конце работы. Это упражнения, которые первоклассник выполнял индивидуально под контролем учителя. Обычно это те слова и слоги, которые пока еще плохо получаются. Так два предмета — письмо и русский язык — переплетаются, обеспечивая постепенное овладение навыками письменной речи.
Рассмотрим основные трудности этого раздела учебной работы и разберёмся, как же в случае необходимости помогать малышам при выполнении письменных домашних заданий по русскому языку.
Главная трудность при усвоении грамматики возникает тогда, когда ребенок сталкивается с противоречием между тем, как слово произносится, и тем, как его нужно писать. Такие слова попадаются первоклассникам уже в букварный период. О них в классе говорят: «Это слово пишется не так, как произносится». И, пренебрегая требованиями орфоэпии, произносят слово по слогам, отчетливо выговаривая каждый звук.
На первых уроках русского языка фактически повторяют то, что первоклассники узнали в период обучения грамоте: делят слова на слоги, выделяют ударные и безударные гласные, различают глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, учатся обозначать мягкость согласных при письме. Совершенствуются навыки, приобретенные первоклассниками в процессе звукобуквенного анализа слов. Это очень важные навыки. И в процессе общения с первоклассниками нужно время от времени давать им отдельные задания по этому материалу, стараясь сформулировать их в занимательной форме, представить в виде игры. В конце этого раздела вы найдете небольшой перечень таких заданий.
Чтение рассказов, сказок, стихов о разных приключениях и шалостях букв помогает развить у первоклассников внимание и интерес к слову. Это один из главных элементов орфографической зоркости как основы грамотности.
Попробуйте почитать своему первокласснику рассказ Е. Могилянской «Кутерьма». Сюжет очень прост, с вывески Дома игрушек убежала буква У. Мало того, стала шалунья и из других вывесок своих подружек выманивать. И вот уже на месте булочной красуется «Блочная», кулинария превратилась в «Клинарию». А на месте «Даров леса» появились «Удары леса». Стало совершенно невозможно угадать, что же находится под вывеской «Апутуека».
Интересную работу, помогающую первокласснику стать более внимательным, можно провести по стихам А. Шибаева «Буква заблудилась». Задания напрашиваются сами — исправить бессмыслицу, которая возникла потому, что буква попала не на свое место. В самом деле, разве может рыбак в речке поймать на удочку дом? Как можно лекарство отмерять цаплями или спокойно любоваться тем, что «раки выросли на грядке»...
О том, как меняется смысл слова при замене одной лишь только буквы, увлекательно рассказывает И. Токмакова в стихотворении «8 - 0».
Серьезное влияние на формирование грамотности оказывает умение первоклассника списывать текст.
Обратите снимание на то, что большинство заданий к упражнениям в учебнике русского языка содержит слово «спишите». Правильное списывание помогает ребенку запомнить графический образ слова и способствует развитию внимания при письме.
Какие же ошибки допускают первоклассники при списывании? Самая опасная — списывание по буквам. Такое списывание на первый взгляд кажется легким и надежным путем: смотри в книжку внимательно и пиши то, что видишь. Так и поступают некоторые первоклассники: перерисовывают в тетрадь печатный текст письменными буквами. Это занятие оказывается бесполезным и тормозит формирование письменной речи. Оно делает ребенка беспомощным при необходимости писать под диктовку.
Какие же правила списывания рекомендуется выполнять первоклассникам? Они просты. В них закреплен порядок выполнения, при котором списывание становится не копированием, а сознательной, осмысленной и очень полезной работой. Эти правила полезно знать и родителям, чтобы помочь ребенку в овладении навыками списывания.
Правила списывания
Прочитай слово.
Всмотрись в него.
Прочитай его еще раз по слогам.
Постарайся запомнить, как это слово пишется.
Диктуй себе сам.
Проверь, правильно ли ты написал.
При соблюдении простых правил ребенок привыкает к последовательному выполнению действий. Эти действия способствуют формированию грамотного письма.
Теперь давайте рассмотрим порядок самостоятельной работы первоклассника при выполнении домашнего задания по русскому языку. Все действия нужно обязательно выполнять в том порядке, как они перечислены в учебнике. Рассмотрим одно из них.
Упражнение 14. «Прочитайте, сколько здесь предложений?» Это только первая часть задания. Дальше следует текст, в котором границы предложений не обозначены. Имеется в виду, что ребенок по смыслу разобьёт текст на предложения и при списывании будет ставить точку в конце предложения, начиная следующее слово с заглавной буквы.
Иногда, контролируя, как ребенок собирается выполнить задание, родители настаивают на дом, чтобы точки и заглавные буквы в тексте были поставлены карандашом. Делать этого не стоит. Необходимость помнить место, где кончается предложение, оказывается полезной для перво-классника — поддерживает его внимание на всех этапах работы.
После списывания текст нужно проверить. Начинаем с проверки предложений. Сначала прочитать предложение целиком и подумать, все ли слова подходят друг к другу по смыслу. Только после этого переходить к проверке каждого слова по слогам. Нередко первоклассник добросовестно вглядывается в неверно написанное слово, но не может обнаружить своей ошибки. В этом случае родители иногда спешат показать ошибку. Как же правильно помочь первокласснику? Предложите ему - остро отточенным карандашом, читая слово по слогам; разде¬лить слоги едва заметными точками.