Ребенку надо «отыскать себя в обществе, в
человечестве, во Вселенной», — написал в книге «Как любить детей» известный
польский педагог Януш Корчак. И помочь ему в этом можем мы, родители. В жизни
много дорог. Какой же пойти? В первую очередь родители должны помочь ребенку
правильно оценить свои возможности, найти тот единственный путь в жизни,
который поможет ему всегда чувствовать себя нужным людям и быть от того
счастливым.
Найти себя в жизни... Задумываемся ли мы над
тем, что задолго до того, как перед молодым человеком встанет вопрос, кем быть,
мы, родители, уже формируем в нем уверенность (или неуверенность) в своих
силах, потребность самоутверждения (или гражданскую пассивность), желание быть
полезным людям (или эгоистические устремления).
—Этоморские разбойники,которые грабят корабли, убивают взрослых и
детей и вообще очень плохие люди,— объяснила ему мать.
—Плоше
меня? — удивился мальчишка.
Мама
засмеялась, а потом задумалась. Она каждый день ругала и никогда ни за что не
хвалила своего сына, и вот к пяти годам > него уже сложилось твердое убеждение,
что он хуже всех.
К сожалению, некоторые родители считают, что
лучше уж «переругать, чем недоругать». _А, ребенку необходимо поощрение, его
действий, поощрение, которое рождает инициативность, уверенность в своих
силах...
В класс стремительно ворвалась женщина.
—Выбудетеклассным руководителемдевятого
«А»?
—Да, —
отвечаю я, несколько растерявшись от такого натиска.
—Так
вот. Я мама Володи Зуева. Пришла поговорить с вами о сыне, — иона протягиваетмаленькую энергичную руку.
•— Рада видеть и я вас. Давайте побеседуем.
Чувствую себя виноватой: к Зуевым собиралась зайти давно, да все не выбралась.
—Пройдемте в учительскую.
Мы выходим в коридор, и я замечаю стоящего в стороне
мужчину. Он переминается с ноги на ногу и явно чувствует себя не в своей
тарелке. «Слишком молод для отца Зуева», — думаю я. Перехватив мой взгляд,
женщина поясняет:
—Это мой
муж.
В учительской делюсь с посетительницей своими наблюдениями.
Володя учится посредственно, очень неактивный, вялый, хотя и
дисциплинированный, выдержанный юноша. Я уже два месяца его классный
руководитель, но никак не могу понять, чем он «дышит», каковы его интересы.
Почему у шестнадцатилетнего подростка всегда опущены плечи и безнадежно унылое
выражение лица?
Мне
хочется вызвать на откровенный разговор мать, но женщина, сурово сдвинув брови,
смотрит поверх моей головы в открытую дверь. Вдруг с криком: «Куришь, подлец!»—
она кидается в коридор, где, к сожалению, «узаконение» курят на переменах наши
ученики — учащиеся школы рабочей молодежи. Не стесняясь одноклассников юноши, с
любопытством наблюдавших за происходящим, она с грубой бранью набрасывается на
сына.
Спутник женщины равнодушно наблюдает за происходящим:
видимо, он привык к подобным сценам. А лицо Володи покрывается красными
пятнами. Ему мучительно стыдно за мать. Ребята, подталкивая друг друга,
смеются.
«Дает тетка», — раздается насмешливый голос из
толпы. Это несколько отрезвляет Зуеву.
Она возвращается ко мне:
—Как
женщина женщину прошу: проследите за ним. Я, видите ли, была всю жизнь свою
занята работой, а его, какговорится,просмотрела.Какженщинаженщину прошу...
Многое можно было бы сказать ей. Именно как женщине,
но звенит звонок на урок. Прощаемся. Зуева уходит, поддерживаемая под руку
своим равнодушным ко всему сопровождающим. А мне кажется, я понимаю» почему
безнадежно опущены плечи и всегда усталые глаза у Володи Зуева.
Недоверие. Редкое ли это явление в отношениях с
детьми? Пожалуй, нет. Нам, взрослым, очень приятно, когда нам на производстве
доверяют ответственную работу, поощряют, отмечают все хорошее, что мы вносим в
труд. А в своей собственной семье мы забываем о том, что воспитывать в детях
уверенность в своих силах, стремление к полезной деятельности — задача не
узкосемейная, а социальная. Помочь растущему человеку разобраться в себе,
увидеть, утвердить в себе хорошее и победить плохое не менее важно, чем научить
писать и читать,
Мне вспоминается беседа с молодым инженером Михаилом
Я.
—Анатолий Арсеньевич Окунев, мой учитель математики, оставил мне что-то
несравнимо большее, чем знание книжных истин, —рассказывал он. — Я на всю жизнь
запомнил один разговор с ним. Это было во время туристического похода, на
привале. Анатолий Арсеньевич, читая книгу о наркоме Цюрупе, спросил меня вдруг:
«А мог бы ты так же, без аплодисментов и громких благодарностей, изодняв
день выполнять тяжелуюработуи находитьудовлетворение только в том, что эта работа нужна людям?» Я не
смог тогда ответить. Но будто вскользь оброненная реплика учителя помогла мне,
отличнику, честолюбивому юнцу, задуматься над смыслом жизни, прав ли я был в
своем эгоистическом желании всегда первенствовать. Что, кроме знаний, могу я
дать окружающим людям?
Наши
Дети - здоровье ребёнка
и его болезни развитии и воспитании детей их образование детские стихи
сказки игры Сайт о Мамах -
здоровье
красота беременность и роды мода кулинарные рецепты женский досуг
секреты женщин Сайт для Папы -
работа охота
и рыбалка автомобили девушки спорт советы для мужчин книги
папам ремонт Интересное и
полезное Бабушкам и Дедкшкам про сад и огород о здоровье пожилых людей
почитать интересное Семейный портал об
отношениях в семье и всё для молодой семьи любовь мужчины и
женщины путешествия На сайте можно
создать свой блог о жизни семейный форумблог мамы и папы
женский форум мам и бабушек Продвижение - Garin Studio